Кинопрогулки по Москве, культура Нидерландов, лекции по культуре Древнего Востока и средневековой Европы, а также экономия ресурсов на «Флаконе» — во второй части материала, в рамках которого «Теории и практики» поговорили с людьми, которые решили, что хотят сами предлагать иной формат получения знаний.

Проект «ПрогулКино»

Больше двух лет в Москве существует проект с экскурсиями по городу, на которых можно увидеть, где снимались любимые фильмы, сравнить, как выглядело то или иное место, с тем, что оно представляет из себя сегодня, и послушать «киношные» истории. Ходят на них в основном сами москвичи: студенты и люди среднего возраста, которых объединяет одно — любовь к советскому кинематографу. У организаторов проекта в планах два новых прогулочных маршрута и диафильм-сеансы в парках.

Татьяна Воронцова, москвовед, куратор проекта «ПрогулКино»

«Все началось достаточно давно: как обычно бывает, проект вырос из увлечения. Больше 10 лет я интересуюсь историей нашего города. Все это время я много гуляла, фотографировала, а потом приходила домой и пыталась осмыслить увиденное. Я начала задумываться о том, каким образом выглядело то или иное место, к примеру, 50 лет назад, начались поиски старых фотографий. Выяснилось, что неплохим источником визуальной информации является художественное кино. Город буквально выступал в качестве живой декорации. Достаточно любопытно стало распознавать знакомые, любимые, а теперь уже и редкие какие-то фильмы по местам их съемок. Так и появилась идея организовать сообщество, посвященное исключительно Москве в кино: с покадровым разборов фильмов, описанием знаковых мест, какой-то исторической справкой и привязкой интересных историй, которые в этих местах происходили. Сегодня у нас в сообществе больше 100 фильмов таким образом уже разобрано, и существует 8 маршрутов прогулок.

На прогулках мы говорим не только о кино, оно лишь служит яркой и доступной всем иллюстрацией, отправной точкой. Также говорим об архитектурных особенностях, о жителях Москвы. На каждый маршрут предусмотрен визуальный материал — целая папка распечаток с кадрами из фильмов для сопоставления «тогда и сейчас», фрагменты старых карт, старые фотографии. Обычно выбирается какой-то конкретный район, и в течение 2-2,5 часов, постепенно, передвигаясь от здания к зданию, мы вспоминаем и изучаем какие-то исторические моменты, архитектурные детали. К примеру, бывают такие занятные факты, когда Москва исполняла роль заграничных городов, даже инопланетных цивилизаций. Многие с удивлением узнают, что большинство сцен из «17 мгновений весны» были сняты в Москве, хотя известно, что все снималось в ГДР и бывшей Прибалтике. Москва всегда была этаким слоеным пирогом, где можно найти архитектурные сооружения практические любого стиля, она похожа на любой европейский город. Эти места до сих пор сохранились и выступают своеобразными маркерами времени. Российский современный кинематограф у нас разбирается поверхностно на этих прогулках. Больше внимания мы уделяем советским хитам — «Служебный роман», «Покровские ворота», «Иван Васильевич меняет профессию».

Почему мы изначально взялись за тематику кино?! В тот момент, когда мы начинали, обзорных прогулок по городу было много. Хотелось внести в этот поток что-то особенное, чем-то отличаться. По сути, у нас те же москвоведческие экскурсии, но в каждой из которых обязательно затрагивается тема кино. Наверное, это и было главной сложностью — выделиться на фоне остальных. Плюс постоянно испытываешь нехватку времени. Так получилось, что практически всей подготовительной частью занимаюсь я — это и составление маршрутов, и проведение экскурсий и ведение блога, что превращается в такой каждодневный 24-часовой рабочий день. А ведь все время нужно придумывать что-то новое. Но, в общем, если проект по-настоящему тебе интересен, то глобальных проблем и трудностей на пути не встретишь.

У меня много друзей в москвоведческой среде, в том числе и среди экскурсоводов. Они часто к нам присоединяются, проводят экскурсии. Мы делаем все по собственному желанию на безвозмездной основе. Я думаю, что такого рода проекты всегда будут интересны публике. Кино — это особый мир, жизнь в котором всегда привлекает. Во время наших прогулок кино переходит в реальную жизнь, и таким образом публика становится к фильму ближе».

Интеллектуальный клуб «Позитивный лекторий»

Проект запущен в ноябре 2012 года. «ПоЛе» — интеллектуальный клуб для людей, у которых есть свободное время по вечерам и желание проводить его с пользой для собственного развития, расширения круга общения и сферы интересов. В дальнейшем организаторы планируют открыть больше курсов узкой направленности.

Khac But Chi

Khac But Chi

Алина Рождественская, организатор проекта «ПоЛе»

«Мне давно хотелось, чтобы в Москве появилось такое место, которое было бы не образовательным учреждением в строгом смысле этого слова, но и не какой-то площадкой, где проходят разовые лекции. Хотелось, чтобы человек мог выделить 2-3 месяца в своем графике и посвятить их изучению интересующего его направления без каких-либо обязательств. Таким образом родилась идея с «Позитивным лекторием». Здесь мы затрагиваем практически все гуманитарные направления — религию и религиоведение, психологию, искусство, психологию, историю, философию, даже астрономию. По каждому направлению у нас разработан небольшой курс лекций научно-популярного формата, рассчитанных примерно на месяц. При этом курс не требует от участника специального образования или подготовки. В течение двух часов люди не только получают знания, но и имеют возможность пообщаться с преподавателем, задать ему вопросы — своеобразная интерактивная обратная связь. В конце лекций выдаются рекомендательные домашние задания: что почитать, что посмотреть, чтобы на следующем занятии была возможность обсудить это с преподавателем.

В качестве лекторов мы привлекли опытных преподавателей, которые специально для нашего проекта разработали индивидуальную программу. Мы по-прежнему открыты к сотрудничеству, но предъявляем к выступающим высокие требования: с одной стороны, профессионализм, опыт работы с взрослой аудиторией, но в то же время человек должен быть сам по себе интересным, любить свой предмет. Сегодня я могу утверждать, что у нас очень сильный преподавательский состав.

На первые курсы к нам пришли люди довольно молодые, которые уже получили высшее образование, но хотят развиваться дальше. Когда мы только прогнозировали свою аудиторию, все-таки думали, что она будет постарше. На мой взгляд, люди выбирают такое полезное времяпрепровождение из-за потребности в саморазвитии. Сегодня принято в приличном обществе ходить на лекции, слушать интересных людей, более требовательно подходить к выбору своего досуга. Это прекрасный тренд.

Люди получают дополнительное образование по большей части для себя, а не для продвижений по карьерной лестнице. То дополнительное образование, которое сегодня предлагают университеты, оно абсолютно негибкое, не подстроено под людей, под их график и ритм жизни. К тому же оно достаточно дорого обходится. В противовес этому — разовые лекции, которые проходят на различных площадках. Мы включаем программные лекции в определенный курс, что дает некую системность. Можно записаться сразу на весь курс или на одну лекцию, чтобы составить о курсе общее представление, и уже после ее посещения решить — посещать этот курс или выбрать что-то другое.

Существуют определенные сложности, связанные с запуском собственного проекта, — все просчитать невозможно. К примеру, на лекцию приходит не столько людей, сколько рассчитывали, и уже все процессы логистики нужно переделывать. Еще одним разочарованием для начинающих может стать момент отдачи — несмотря на то что формат открытых знаний популярен и ярко выражен в Москве, проблема с привлечением аудитории все-таки существует. Людям достаточно сложно выбрать между всеми предложениями, которые сегодня существуют».

Центр экономии ресурсов на «Флаконе»

Центр работает с сентября 2012 года и занимается вопросами просвещения в сфере экологических проблем. За тем, чтобы узнать о биоразлагаемом пластике и экологии быта, посмотреть документальные фильмы или поучаствовать в мастер-классе, приходят не только люди, всерьез интересующиеся экологическими вопросами, но и те, кто об этом пока ничего не слышал.

Алина Кольовская, руководитель «Центра экономии ресурсов»

«Изначально мы — это организация «PRO Отходы», которая на протяжении двух лет занимается решением различных экологических проблем, связанных с отходами. Нам важно, чтобы люди меньше мусорили, чтобы повсеместно внедрялся раздельный сбор, чтобы сложившаяся ситуация менялась к лучшему. В связи с этим мы развиваем несколько направлений, одно из которых — просвещение. Ведя различные экологические проекты, постепенно осознали, что материал, который уже накоплен, не позволяет нам скитаться с места на место. Так родилась идея создать центр, в котором мы будем проводить наши мероприятия, рассказывать москвичам об экологической проблеме, связанной с мусором, и в то же время это будет постоянное место нашей локации. Сейчас нас в команде всего трое, и мы буквально круглые сутки занимаемся этим проектом.

Сфера проблем экологии очень широкая, поэтому мы расширили диапазон своих тематических занятий: говорим не только о мусоре, а также касаемся других экологических проблем и путей их решения. Темы лекций выбираем самостоятельно, стараемся затрагивать актуальные вопросы, но и учитываем мнение гостей: участники могут вписать свои пожелания в специальную форму.

Мне кажется, что у большинства людей к сбору мусора немного неправильное отношение, присутствует некий стереотип, что люди, занимающиеся вопросами охраны природы, не совсем нормальные. На самом деле это просто обычные люди, которые осознали, что существуют определенные проблемы в окружающей среде, на которые мы в своей повседневной жизни влияем. Поэтому они и стараются минимизировать свое отрицательное воздействие. Чтобы разрушить этот стереотип, мы в качестве своей площадки выбрали «Флакон» — одно из популярных и интересных мест в Москве. Тем самым мы хотим изменить отношение к «зеленым».

В Москве чаще всего сталкиваешься с тем, что мероприятия делаются «для своих», мы же хотим сформировать досуговую, экопознавательную площадку для обычных людей, не связанных с экологичным образом жизни. Мы стараемся, чтобы все мероприятия были экспертными: если мы достаточно изучили материал, то можем сами донести его до аудитории, если есть другой специалист по теме, то договариваемся с ним о проведении публичной лекции, все зависит от темы. У нас существует обязательная планка — каждое мероприятие должно быть идеальным. Иначе зачем тогда начинать что-то делать?! В Москве сегодня много действительно интересных мероприятий, поэтому достаточно сложно привлечь к себе людей. Каждый человек стремится к развитию. Для этого недостаточно, к примеру, ходить на концерты, необходимо выходить на новый уровень, получать новые знания».

Клуб Much Dutch

Проект существует с апреля 2012 года и был создан для тех, кто интересуется нидерландским языком и культурой Нидерландов и Бельгии. Встречи проходят в различных местах Москвы и представляют собой обсуждение актуальных тем из жизни голландского общества, разбор примеров из оригинальных текстов, фильмов, музыки и обмен мнений, в том числе и на нидерландском языке. В дальнейшем планируется добавить больше языковой составляющей, запустить разговорно-языковые классы.

Ольга Зотова, руководитель проекта Much Dutch, нидерландист

«Мы закончили МГУ по специальности «Нидерландский язык». В какой-то момент захотелось свои знания где-то применять. Изначально идея была собрать тех, кто изучает язык, хочет практиковать его, обсуждать какие-то интересные случаи его употребления. Но мы столкнулись с тем, что таких, как мы, оказалось немного, большинство людей интересуется культурой страны, ее особенностями. Мы стали подстраиваться под аудиторию, придумывать какие-то иные темы и рассказывать их на русском языке.

Мы не ограничиваемся лишь собственными знаниями: если не специализируемся в какой-либо области, но хотим о ней рассказать, то приглашаем людей, которые профессионально этим занимаются. К примеру, у нас проводилась лекция по ландшафтному дизайну в Нидерландах, и читал ее специалист по этой теме.

Форматы для своих мероприятий мы подбираем разные: лекции, мастер-классы, встречи и обсуждения, проводили даже открытый урок. Изначально мы думали реализовывать различные форматы в различных местах: с новой темой люди узнавали бы новое место. Так, лекция про ландшафтный дизайн проходила в парке Кусково именно потому, что там находится Голландский домик и была возможность организовать еще и экскурсию. Стараемся приурочить каждое место к тематике встречи. Мы поняли, что для людей, которые приходят к нам, это действительно важно.

Вначале мы планировали, что наши мероприятия будут интерактивного формата взаимодействия с аудиторией. После университета, в котором мы привыкли по большей части к пассивной роли, к большой дистанции между преподавателем и студентом, нам хотелось это преодолеть, начать больше общаться с людьми. Проект оказался востребован потому, что у людей существует аналогичная потребность. Мы привыкли, что университет — это 90% теории, боязнь задавать вопросы, устаревающие кадры, отсюда и старый формат подачи информации. Нам хочется больше соответствовать современному миру, современным медиа».

Евгения Ксензова, руководитель проекта Much Dutch, нидерландист

«Идея организовать собственный проект пришла спонтанно, после прослушивания передачи Talk to English на BBC, где собираются преподаватели английского языка, студенты, писатели и обсуждают различные сложности, которые возникают или могут возникнуть при его изучении. Тогда я подумала, а почему бы не попробовать делать то же самое. К тому моменту уже были преподаватели, знание языка, нидерландисты и захотелось создать такой проект, который бы объединил людей, интересующихся языком и культурой, но не знающих, куда за знаниями идти. Остальные языки изучаются более активно в различных клубах, сообществах, а вот про нидерландский в Москве не слышно ничего.

Как правило, спикеров для мероприятий мы находим случайно. Иногда встречаем их на собственных встречах, а иногда приходим на другие события похожей тематики и знакомимся с людьми, которые потом участвуют в наших проектах. В команде нас всего трое. Хотя мы и разделили обязанности, но все решения принимаем в совместных обсуждениях.

Чаще всего к нам приходят люди, которым интересна сама страна, потому как они когда-то там побывали, или же те, кто хочет узнать про Нидерланды как можно больше. По большому счету, это люди, открытые всему новому. Сейчас уже вырисовывается прослойка людей, заинтересовавшихся культурой и особенностями страны и готовая перейти на следующий этап — освоить язык или практиковать его.

Радует, что в Москве проходит множество подобных нашему мероприятий. Я на них с удовольствием хожу, мне приятно там находиться, потому как те знания, которые я в итоге получаю, легко ложатся на мою общую парадигму. Несмотря на то что эти знания поверхностные, на основе своего опыта я буду знать, где и что посмотреть по данному вопросу. Хороший студент ведь тот, кто хорошо ищет. К тому же сегодня не во всех образовательных учреждениях можно получить действительно хорошие знания, и поэтому люди вынуждены искать их где-то еще. Меняются методики, форматы взаимодействия с аудиторией, в то время как в университетах дают в основном много информации, а студенты уже сами должны разбираться, что с ней делать и как это все понимать. Поэтому, в частности, для нас проект является отличной практикой — обновить свои знания, заново или по-другому их структурировать. Получается такой полезный двухсторонний процесс».

Гуманитарный центр «Пунктум»

Лекции по культуре Древнего Востока и средневековой Европы, древним цивилизациям, современной архитектуре и другим областям знаний проводятся с осени 2011 года. Выйдя за рамки академической среды, организаторы распространяют идею свободного образования, доступного всем и каждому. Публика приходит за просвещением, общением и знаниями без границ.

Дарья Дмитриева, автор и директор центра «Пунктум»

«Проект начался со стремления выйти за границы университета. Мы с Валерией культурологи, работаем в РГГУ, и в определенный момент нам обеим стало тесно находиться в рамках академической среды. К тому же мы поняли, что университетское знание в принципе недоступно людям. В России, в Москве в частности, существовал интерес не только к естественнонаучным дисциплинам, но гуманитарных лекций было не столь много. Мы подумали, что нужно попытаться вынести знания за пределы университетов, нужно создать свободный доступ к ним. Именно так родилась идея открыть изначально гуманитарный, сегодня уже культурный центр «Пунктум», который не просто занимается просвещением, но и создает живой культурный процесс внутри себя. Сегодня здесь есть мастерская для художников, выставочный зал, пространство для людей, занимающихся писательством и эссеистикой.

Информационное поле вокруг человека достаточно избыточно, но необходимо и наличие связующих элементов. Наши лекции восполняют пробелы в этих связях. Все лекции мы сопровождаем визуальным материалом, организуем нечто вроде выставок молодых, даже малоизвестных художников. Таким образом, человек, приходя к нам на лекцию, полностью погружается в культурную среду.

Мы ориентированы на естественную человеческую потребность в самосовершенствовании, в развитии в себе этического, рационального. Это такие тонкие материи, с которыми академическое образование обращается грубо, закрывает на них глаза, хотя это очень важный момент. Впоследствии у многих пропадает желание обучаться. Наша деятельность направлена на то, чтобы пробудить это стремление в человеке».

Валерия Косякова, автор и директор центра «Пунктум»

«Когда мы начинали, мы долго сомневались, будет ли наш проект востребован. Поэтому было удивительно, когда на лекции начали записываться за несколько дней. Нам это дало уверенность в необходимости того, что мы делаем. Университет — это такая монолитная структура: людям, не причастным к ней, сложно попасть внутрь. Там невозможно пропагандировать свободное знание, так как это будет сокрушать университетскую систему как таковую. К тому же не все именитые специалисты готовы заниматься популярными лекциями, говорить компетентно, но ненаучным языком. Мы сами столкнулись с этой проблемой — пришлось долго составлять программу, приглашать преподавателей и совместными усилиями преодолевать ситуацию «узкого языка», чтобы можно было об актуальном говорить понятно.

Есть открытые знания вроде Википедии: каждый может зайти на сайт, прочитать энциклопедическую статью, но он не сможет увязать полученные знания в глубокую культурную парадигму, поэтому одно из наших требований к выступающим — не просто предоставление энциклопедических знаний, но и встраивание материала в культурный контекст. Наша аудитория — это люди читающие, получившие высшее образование, но отчужденные от возможности реализации своей профессии, заинтересованные в дальнейшем развитии. Мы этот интерес всегда пытаемся поддерживать.

Мы существуем вне парадигмы московской монополизации, не придерживаемся политики галерей. Мы не хотели создавать очередной полузакрытый центр для определенного круга людей, поэтому представляем собой открытое, свободное пространство. Несмотря на то что лекционный блок реализуется на коммерческой основе, культурный блок бесплатный. Это и поэтические чтения, и презентации книг, и выставки.

При открытии своего проекта нужно быть готовым к постоянным сомнениям — получится или нет, продолжится ли дальше. Свобода всегда оборачивается собственным страхом. Вторая проблема — подбор лекторов. Мы ориентированы на молодых специалистов, поэтому опасались того, что лектор не будет соответствовать формату. Что касается московской ситуации, то мне кажется, что открытых мест, где люди могли бы свободно получать знания, недостаточно. Казалось бы, много всего происходит, но большинство оказывается либо эзотерикой, либо болтовней, либо элементом какой-то тусовки».

Читайте также: «Как создать свой лекторий: 4 успешные инициативы. Часть 1»