Члены редакции «Теорий и практик» выбрали 8 магистерских программ, на которых бы стали учиться сами: писательское мастерство в Колумбийском, литература Средневековья в Кембридже, а также океанология на Гавайях, биоинженерия в Беркли и медиалаборатория в MIT.

Обучение писательскому мастерству на факультете искусств в Колумбийском университете объединяет перспективных писателей, стремящихся познать огромную силу литературного языка. На протяжении всего обучения студенты занимаются литературным творчеством под кураторством профессоров мирового уровня. Преподавание не ограничивается лишь лекциями. Предпочтение отдается литературным экспериментам, которые практикуются на писательских воркшопах, посвященных всем жанрам художественной литературы, нонфикшна, поэзии, а также написанию сценариев и драматических произведений. Студенты-писатели не только посещают занятия, но и принимают участие в остальных программах факультета искусств, таких как литературные чтения, лекции, выступления, театральные постановки, выпуск и редактирование журнала университета — «Журнал литературы и искусства». Программы семинаров, лекций и мастер-классов обновляются каждый год. Школа примечательна еще и тем, что когда-то именно здесь прослушал курс лекций короткого рассказа Джером К. Селинджер, а Федерико Г. Лорка, будучи студентом университета, написал цикл стихотворений «Поэт в Нью-Йорке». Карсон Маккалерс, Юдора Уэлти, Джек Керуак, Джеймс Мерсер Лэнгстон Хьюз, Аллен Гинзберг, Пол Остер — эти и многие другие широко известные писатели составляют наследие Колумбийского университета.

Структура: По курсу доступны программы бакалавриата и магистратуры. На семинарах и мастер-классах студенты совместно с преподавателями обсуждают собственные работы и изучают литературу с практической стороны. Воркшоп, как основной элемент в практике писательского мастерства, помогает учащимся оттачивать свое мастерство с помощью наглядных исторически сложившихся примеров, анализирования собственных и чужих работ. Помимо основных профильных предметов, особое внимание уделяется и изучению дополнительных дисциплин — английского языка, сравнительно-исторического литературоведения, философии, истории, антропологии. Семинары, построенные по образцу курсов, рассчитаны на погружение студентов в тексты признанных мастеров слова: студенты читают книги и анализируют художественные приемы и методы создания текстов. В конце второго года обучения студенты выбирают профилирующий курс. Наиболее интересные из них: «Голоса и образы детства», «Подходы и методы в создании поэтического текста», «Упражнения по стилю», «Жанр роуд-романа: поэты и романисты «на дороге».

Требования: При поступлении необходимо представить примеры своих работ (в жанре художественной литературы — 10-20 страниц, поэзии — 10 стихотворений, нонфикшна — 10-20 страниц) и указать в порядке предпочтения интересующие кандидата семинары, курсы и воркшопы. Также нужно рассказать о себе — что поступающий надеется получить от программы, что ему хочется изучить как будущему писателю, над чем работает сейчас и что прочитал за последнее время.

Стоимость: $1700 за каждый курс по программе бакалавриата, $49 448 за год по программе магистратуры.

Преподавательский состав: Эмили Фрегос, поэтесса, чья литературная деятельность отмеченная многочисленными наградами. Ее работы публикуются на страницах антологии «Лучшая поэзия Америки», журналов «Нью-Йоркер», «Ревю де Пари», для которых она также пишет рецензии и статьи; Сэм Липсайт, сатирик, автор романов «Объект Стив», «Просьба», «Родина», победитель литературной премии Believer Book Award, лауреат фонда Гуггенхайма; Бен Маркус, автор романов «Знаменитые американские женщины», «Век проволоки и веревки», постоянный автор таких журналов, как «Харперс», «Нью-Йоркер», «Ревью де Пари», «Тайм», обладатель многочисленных наград по литературе.

Факультет океанологии в Гавайском университете в Маноа занимается междисциплинарными исследованиями дна океана, земной поверхности и атмосферы и готовит специалистов в области физической океанографии, морской геологии и геохимии, биологической океанографии. Образовательные программы построены таким образом, чтобы студенты не только получали базовые теоретические знания, но и активно занимались собственными независимыми исследованиями. Факультет обеспечивает студентов оборудованием для проведения опытов и испытаний (есть два корабля, подводные лодки, лаборатория и исследовательский центр, оснащенный необходимыми измерительными приборами). В исследованиях участвуют как студенты различных отделений, так и преподаватели, что дает возможность охватить больший спектр задач. По итогам обучения студентам оказывается содействие в дальнейшем трудоустройстве.

Структура: На факультете реализуются три основные образовательные программы. Студенты отделения Биологической океанографии занимаются исследованиями морских экосистем по всему миру от тропических до полярных широт — к примеру, изучают верхние и средние водные слои, глобальные изменения в Тихом океане, бентониты. Учащиеся отделения Морской геологии и геохимии проводят полный цикл исследований, начиная с изучения глубоководных процессов до теоретического анализа закона распределения элементов во Вселенной. В основе многих исследований лежат проблемы будущих изменений в окружающей среде, анализ их влияния на планету, в частности на комплексные геофизические системы. Все они включают полевые измерения, лабораторные эксперименты и методы концептуального моделирования. Преподаватели и студенты отделения Физической океанографии участвуют в передовых исследованиях физических свойств морской воды и физического воздействия океана на атмосферу. Их научно-исследовательская деятельность затрагивает такие сферы, как мелкие внутренние волны в общей циркуляции океана, их влияние на климат, которое изучается с помощью программ наблюдения за морскими водами и компьютерного моделирования.

Во всех отделениях доступны программы бакалавриата, магистратуры и докторантуры, а также краткосрочные курсы («Глобальные изменения в окружающей среде», «Экологические проблемы», «Живые ресурсы моря», «Введение в глубоководную биологию» и прочие).

Требования: Институт принимает заявки от студентов, уже имеющих научные работы в сфере биологии, физики, химии, геологии, математики, микробиологии, зоологии или в смежных областях и заинтересованных в проведении исследований по данным вопросам. Также обращается внимание на результаты теста GRE и TOEFL. Магистрантам необходимо хорошо разбираться в линейной алгебре, дифференциальных уравнениях и векторных исчислениях и закончить по крайней мере один университетский курс по физике или химии.

Стоимость: Программы бакалавриата — от $4500 за год, программы магистратуры и аспирантуры — от $6200.

Преподавательский состав: Барбара Бруно, специалист в области исследований динамики лавовых потоков, обладатель наград за выдающиеся достижения в области морских наук; Пьер Фламель, специалист в области физической океанологии, в частности аномалий электропроводности и подъема глубинных вод; Никлас Шнейдер, специалист по изменчивости климата и взаимодействию атмосферы и океана.

Магистерская программа «Философская антропология и философия культуры» преподается в Русской антропологической школе РГГУ и представляет собой интеграцию различных гуманитарных наук и смежных с ними логико-математических и биологических дисциплин. Ее запуск — итоговый этап реализации идей академика В.В. Иванова о создании научно-образовательной структуры, интегрирующей широкое гуманитарное образование и научную деятельность. Центральное место в такой структуре занимает антропология — наука, черпающая материалы из лингвистики, филологии, этнологии и этнографии, истории, социологии, экономики, естественных наук, философии. Объединяя вокруг антропологии разнообразные методы различных научных дисциплин, программа реализует базу для подготовки специалистов, компетентных одновременно в различных областях гуманитарного знания. Ее специфика предполагает обращение к ключевым проблемам современной антропологии — социальной и духовной сфере дегуманизации, связанной с диспропорцией развития технологий и культуры, возникновению и развитию «общества потребления», «виртуализации» многих аспектов человеческого бытия, изменению философского ландшафта современной культуры и, как следствие, изменению отношения к научной, художественной, политической, религиозной и этической сферам.

Структура: Программа предполагает обращение к широкому кругу актуальных вопросов современности, каждый из которых — от политики до художественного творчества, от экономики до этики — имеет непосредственное отношение к современным медиа. Магистранты могут самостоятельно выбрать ту сферу знаний, которая наиболее близка к теме их исследований. Так, курс «Компьютерные технологии в науке и образовании» позволит обучающимся получить представление об основных направлениях использования компьютеров в гуманитарных исследованиях, о возможностях искусственного интеллекта и смене фундаментальных парадигм в истории научного знания. Исследовательская часть программы предполагает приобретение магистрантами навыков проведения самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности. На обучение магистрантов навыкам научной работы нацелены такие особые дисциплины, как «Специальный курс английского языка» или «Диссертационный спецсеминар».

Требования: Кандидаты должны обладать профессиональными знаниями в различных гуманитарных науках (истории, филологии, культурологии, философии). На вступительных испытаниях им необходимо продемонстрировать общие знания по философской антропологии и смежным дисциплинам, о предмете и методах философской антропологии, о ее месте в системе социогуманитарных наук, а также иметь представление о специфике понимания роли и места человека в различных культурах.

Стоимость: 67 800 рублей за семестр.

Преподавательский состав: Юлия Вадимовна Синеокая, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН (сектор истории западной философии), автор книг по исследованию философии Ницше, читает курс «Современные проблемы философии»; Ирина Александровна Протопопова, философ, культуролог, автор книг по культуре античности, читает курсы «Платонизм и современная философия», «Интерпретация текста в античности», Константин Владимирович Бандуровский, историк философии, автор научных работ по философии Средневековья, в частности по творчеству Фомы Аквинского, курсы для магистратуры — «Социальная антропология», «Интеллектуальная история Средневековья».

Курс классической филологии охватывает два независимых, но тесно связанных между собой направления — греческий и латинский языки. Цель курса — дать студентам целостное представление о ключевых этапах истории развития древних языков и проследить влияние латинской философии на европейскую культуру настоящего времени. Профессора и студенты совместно работают над проектами, направленными на развитие языков, литературы и культуры античности, а также занимаются лингвистической интерпретацией текстов различных содержательно-стилистических и социально-культурных направлений. Центральным компонентом исследований выступает восприятие текста с точки зрения эстетики (то, что не дают другие филологические науки). К изучению вопроса подходят двумя путями. Историческая область исследований затрагивает вопросы выявления целей текста, его происхождения и влияния на культурную парадигму, историю, археологию и индоевропейские исследования. Структурная составляющая концентрирует внимание на самом тексте, его форме, содержании, стилистических и эстетических функциях. По окончании курса предполагается, что студенты будут легко ориентироваться в языковых принадлежностях любого читаемого, анализируемого или комментируемого текста, овладеют первоначальными навыками анализа лингвистического материала. Программа существует более двухсот лет и знаменита тем, что по ней обучались ученые, сформировавшие классическую филологию своего времени, — Франц Болл, Отто Радуга, Михаэль фон Альбрехт, Альбрехт Дихле.

Структура: Доступны программы бакалавриата, магистратуры и докторантуры. Предмет программы «Латинский язык» (точнее, «латинские исследования») — классические латинские тексты античности (Саллюстия, Цицерона, Горация, Вергилия, Овидия). Большое внимание уделяется изучению языка как системы связи общественной и культурной жизни, анализам текстов и наследию античности. В курс входит и изучение латинской лингвистики (как региональной, так и социальной дифференциации), лингвистики конкретных текстов. Акцент делается на научное редактирование и текстологию. Курс «Древнегреческого языка» направлен на изучение греческой филологии, археологии, истории и культуры, что помогает студентам воспринимать текст через контекст времени, понимать его происхождение. Также в программу включены семинары по папирологии, языкознанию, мифологии. В центре исследований — классические произведения литературы: Гомера, греческие трагиков, историков Геродота и Фукидида, Платона. Студенты могут сами выбирать область своих интересов и комбинировать расписание из курсов каталога.

Требования: При поступлении на программы бакалавриата сдается тест по базовым знаниям древнегреческого или латинского языка (в зависимости от того, на какое отделение поступает кандидат). Курсы по подготовке можно пройти при университете. Всем поступающим необходимо владеть английским и немецким языками (по последнему необходимо сдать экзамен DSH или TestDaF), представить мотивационное и рекомендательные письма, резюме, документы о законченном образовании. Магистрантам также следует приложить описание своей научной работы.

Стоимость: Программы бакалавриата бесплатны, но следует оплатить студенческий сбор в размере €126 за семестр. Магистерские программы имеют специальную стоимость.

Преподавательский состав: Доктор Лиза Санникандро, отдел классических исследований, объекты исследований — женские образы в «Фарсалии» Луканa, латинская поэтическая лексика; доктор Андреас Шваб, доцент древнегреческой литературы, специалист по классической филологии и папирологии; доктор Лотар Вилмс, отдел классических исследований, исследователь греческого, французского и латинского языка.

Также по курсу читают лекции приглашенные лекторы, к примеру профессор Эндрю Фолкнер из Университета Ватерлоо (Канада), специалист по греческой поэзии; доктор Кристиан Вассало, сотрудник Итальянского национального научного совета (CNR), специалист по античной эстетике, философии Гераклита и связи психологии и космологии.

Отделение англосаксонского, норвежского и кельтского языков Факультета английского языка, созданное образовательным консорциумом университетов Ноттингема, Кембриджа и Оксфорда совместно с Британским музеем, занимается исследованиями культур северных народов эпохи Средневековья с точки зрения их истории, языка и литературы. Во время обучения студенты изучают пиктские камни, руны, древние языки, скандинавскую мифологию и ирландские саги, историю Средневековья, анализируют рукописи, поэзию викингов, Мабиноги, историческую лингвистику, а также читают в оригинале Беовульфа, Толкиена, Келлскую книгу и рассматривают исторический контекст их написания. Предметная область образовательной программы охватывает 4 «исторические» сферы изучения: англосаксонская Англия, Скандинавия в эпоху викингов, британоговорящие и гэльскоговорящие народы. В дополнение к ним преподаются предметы, которые затрагивают вопросы местных языков и литературы — древнеанглийского, древнескандинавского, средневекового валлийского и ирландского, островных латинских языков. Также существуют дополнительные курсы — палеография и кодикология. Программа дает возможность изучить культуру и историю северных народов во времена Средневековья, но в то же время она достаточно междисциплинарна: знания, полученные в данной сфере, могут могут быть применены к различным дисциплинам — к примеру, знание древних языков открывает доступ к изучению археологии, нумизматики, проведению топонимических исследований и обработке средневековых рукописей.

Структура: Программа рассчитана как на профессиональных исследователей, так и на студентов, только начинающих изучение древнеирландского языка и литературы: доступны программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. В первый год обучения студенты могут выбрать шесть предметов из заявленных отделением. Студенты могут сосредоточить свои исследования на той области знаний, которая им наиболее интересна, но с равным сочетанием исторического и литературного аспектов. Таким образом, начинающие историки научатся читать и анализировать источники на языке оригинала, а литературоведы смогут изучать тексты в сравнении с литературой и культурой других стран.

Требования: Поступить может любой желающий независимо от того, изучал ли он до этого средневековую историю и латинские языки. Все предметы преподаются с нуля. Основное требование — возраст старше 21 года, гуманитарные способности, мотивация, отличное знание английского языка (наличие сертификатов необязательно, можно продемонстрировать на интервью). При поступлении в магистратуру и аспирантуру необходимо представить описание своих научных работ.

Стоимость: примерно £9000 программы бакалавриата и магистратуры и £11 750 — аспирантуры.

Преподавательский состав: доктор Ричард Дэнс, лингвист, специалист по древнеанглийскому яыку и литературе, консультант по вопросам этимологии Оксфордского словаря английского языка; профессор Пол Рассел, читает лекции по средневековому ирландскому языку и литературе, кельтской филологии и лингвистике, один из основателей проекта «Глоссарий древнеирландиского языка»; доктор Фиона Эдмондс, преподает кельтскую историю, историю гэльскоговорящих и британоговорящих народов, член общества антикваров Шотландии, автор «Библиографии по англосаксонский английской истории», монографии «Нортумбия, Камбрия и гэлоговорящий мир»; доктор Элизабет Эшмэн Роу, специалист по ирландской истории Средневековья, ирландской кодикологии и палеографии, новому прочтению древних норвежских саг и отрывков, редактор по вопросам истории «Ежегодника по обучению древнеанглийскому языку».

Медиалаборатория Массачусетского технологического университета — междисциплинарная научно-исследовательская лаборатория, деятельность которой посвящена проектам, находящимся на стыке технологий, мультимедиа и дизайна. Медиалаборатория хотя и является отделением Школы архитектуры и планирования, все же охватывает более широкий круг изучаемых вопросов — от робототехники и элементарных частиц до проблем современной культуры, а также ведет разработку новых мультимедийных технологий. Основная цель обучения — вывести мышление студентов за привычные границы и дисциплины, поощряя нестандартные подходы и использование различных методов исследований. Опыты, проводимые в лаборатории, чаще всего представляют собой прорывы в области высоких технологий, а большая часть изобретений оказываются революционными и новаторскими. «Создание лучшего будущего для людей» — миссия, которую молодые ученые и преподаватели воплощают в жизнь при помощи таких собственных изобретений, как «умные» протезы, передовые сенсорные сети, инновационный дизайн интерфейсов и роботов, обеспечивающих взаимодействие человека и компьютера.

Структура: Медиалаборатория предлагает программы магистратуры и докторантуры. В первый год магистранты изучают базовые предметы — математику, физику, химию, биологию, гуманитарные и социальные науки, искусство. Со второго года студенты выбирают профильные предметы. Для желающих продолжить начатые исследования на более глубоком уровне предусмотрена программа докторантуры продолжительностью три семестра. По ее завершении докторанты сдают квалифицированный экзамен, защищают диссертацию и получают степень доктора наук в области медиаискусств и наук. Также во время обучения учащиеся могут пройти стажировку в лаборатории и присоединиться к работе над текущим исследовательским проектом.

Требования: Для поступления необходимо заполнить онлайн-заявку, отправить мотивационное и рекомендательные письма, копию диплома, результаты экзамена на знание английского языка IELTS. Также желательно представить портфолио и указать трех преподавателей или названия исследовательских групп, с которыми бы кандидат хотел работать, интересующую область исследования. Для поступления в магистратуру необходимо иметь написанную научную работу и пять пройденных научных курсов, близких к предполагаемой области исследования. Для докторантуры — минимум три семестра обучения по магистерской программе, наличие оригинальных разработок и завершенное научное исследование.

Стоимость: Обучение бесплатно, но поступающие должны оплатить академический сбор и затраты на расходные материалы сами.

Преподавательский состав: Доцент Нери Оксман, руководитель исследовательской группы по вопросам промежуточных материй и экологии материалов, также является дизайнером Sony Corporation; доцент Хью Герр, глава исследовательской группы по биомехатронике, его исследования направлены на усовершенствование технологий, облегчающих жизнь людям с ограниченными возможностями; профессор Хироси Исии, заместитель директора Лаборатории, глава исследовательской группы «Материальные носители», его исследования сосредоточены на разработке современных интерфейсов, объединяющих людей, цифровую информацию и физическую среду.

Факультет Биоинженерии является частью Инженерного колледжа Беркли и занимается передовыми исследованиями в области применения инженерных принципов в биологии и медицине. Проводимые студентами исследования сосредоточены на пяти основополагающих сферах биоинженерии: регенеративной медицине и терапевтической технике, биоматериалах и нанотехнологиях, применении технических средств в лечении или диагностике, математической биологии и биоинформатике, системной и синтетической биологии. Главная цель — уделять особое внимание трансляционной медицине и перевести биоинженерные разработки из лабораторий университета в общественные клиники, компании и промышленность. Именно поэтому большое внимание уделяется тому, каким образом ученые должны применять инженерные принципы или технологическое оборудование к живым биологическим системам. Область исследований программы затрагивает достаточно широкий круг вопросов: биоинженерия включает в себя элементы электронной и механической инженерии, информатики, химии и биологии, что позволяет студентам и преподавателям специализироваться в конкретных интересующих их областях и сотрудничать с широко известными исследователями в смежных областях.

Структура: Кафедра предоставляет возможность получения степени бакалавра наук в биоинженерии. Студенты изучают основы биотехнологии в таких областях, как биомеханика, вычислительная биология, и пишут курсовые работы или проекты на основе собственных лабораторных исследований. Также доступны программы магистратуры и докторантуры в области трансляционной медицины в Университете Калифорнии, Сан-Францисской медицинской школе.

Требования: Программа рассчитана на академически сильных студентов, которые проявляют интерес в физических науках, математике и биологии. Кандидатам необходимо пройти подготовительные курсы на уровне колледжа для конкретной области исследования, представить на рассмотрение рекомендательные письма, сертификат на знание английского языка, копию диплома и приложение с оценками. Перед поступлением в магистратуру также необходимо сдать квалификационный экзамен.

Стоимость: $6000 за семестр бакалавриата, $22 000 за программы магистратуры и докторантуры.

Преподавательский состав: Профессор Сонг Ли, основная область интересов — стволовые клетки и тканевая инженерия, биоматериалы, микро- и нанотехнологии, механобиология; профессор Тереза Хеад-Гордон, научный работник Лоуренской национальной лаборатории, проводит исследования в области биомолекул и биоматериалов; профессор Адам Аркин, руководитель отделения физической бионауки и собственной лаборатории, глава международного фонда по распространению биотехнологии, проводит исследования по сравнительно-функциональной геномике, измерению клеточной динамики, моделированию биофизических сотовых сетей и сотовых схем, что способствует их применению в области здравоохранения, окружающей среды и биоэнергетики.

Факультет когнитивной науки проводит теоретико-ориентированные исследования и предоставляет возможности для профессиональной подготовки студентов, аспирантов и научных сотрудников. Программы курсов построены таким образом, что полностью направлены на решение междисциплинарных проблем интеграции современных подходов к изучению мозговой деятельности. Студенты исследуют изменения человеческого разума и мозга, уделяя особое внимание тому, как ум рождает и манипулирует знаниями, и тому, как ментальные изображения и процессы в нем реализуются. Предмет курса носит междисциплинарный характер, что требует от студентов подходить к решению проблемы с разных точек зрения и изучать дисциплины из различных областей, таких как лингвистика, психология, анализ речи. Студенты исследуют человеческое сознание как вычислительную систему, делая особый акцент на языке и пространственном восприятии информации. Их исследования стремятся обнаружить формальные структуры познания на всех уровнях анализа. Для этого используются не только традиционные, но и экспериментальные методы генеративной лингвистики и когнитивной психологии, когнитивных нейронаучных исследований с применением функциональной магнитно-резонансной томографии, познавательных нейропсихологических исследований детей и взрослых с травмами головного мозга или отклонениями в развитии, численного моделирования. Факультет имеет несколько лабораторий, в которых сотрудники кафедр вместе со студентами проводят исследования в области нейронауки, языковой лингвистики и психолингвистики, а также занимаются расчетными исследованиями.

Структура: Программа бакалавриата отражает междисциплинарный характер предмета, что позволяет студентам подойти к изучению психики и мозга человека с разных точек зрения. Студенты получают как широкие знания области в целом, так и более глубокое понимание конкретных дисциплин. Обучение направлено не только на изучение основных теорий и доказательств, но и на разработку концептуальных и практических навыков, необходимых для понимания и проведения теоретических и эмпирических исследований.

Программы магистратуры и аспирантуры разработаны с целью подготовить новое поколение ученых, которые смогут объединить несколько существующих дисциплин в новую интегрированную науку о человеческом разуме. Поэтому обучение затрагивает все стороны изучения головного мозга, методов когнитивной нейропсихологии и нейровизуализации, теоретической лингвистики и дополнительных курсов по психологии или неврологии.

Требования: При поступлении в бакалавриат кандидаты должны продемонстрировать знание одного (на среднем уровне) или двух (на начальном уровне) иностранных языков и высокую академическую успеваемость, а также предоставить эссе-рассуждение на тему проблем современной когнитивной науки. Поступающие на программы магистратуры и докторантуры должны иметь высшее образование по когнитивной науке или смежным областям знаний (психология, информатика, лингвистика, философия), представить мотивационное и рекомендательные письма, примеры научных работ и описание предыдущего опыта исследований, диплом о полученном образовании с листом оценок и результаты теста TOEFL или IELTS.

Стоимость: $42 280 в год по программе бакалавриата, программы магистратуры и докторантуры от $44 100.

Преподавательский состав: профессор Барбара Лэндо, исследователь взаимодействий языка и представлений о пространстве, их совместном развитии, читает курсы «Введение в когнитивное развитие», «Развитие когнитивной неврологии», «Язык и мышление»; профессор Михаил МакКлоски, основная сфера исследований — когнитивная нейропсихология, зрительное восприятие, чтение и правописание, основы когнитивной науки, читает курсы «Введение в когнитивную нейропсихологию», «Когнитивная нейропсихология зрительного восприятия», «Когнитивные процессы», профессор Бренда Рапп, основная сфера научных интересов — изучение когнитивных процессов и нервных субстратов, ответственных за письменное и устное использование слов и их понимания, изучение восстановительной функции языка в случаях нейронных травм, ведет курсы «Изучение подвижности мозга», «Грамота, ум и мозг», практикум по языковым беспорядкам. Также занятия и семинары ведут приглашенные профессора с других факультетов.