Константин Бочарский, основатель магазина Toyzez.ru и редактор журнала «Секрет фирмы», провел мастер-класс в Петербурге и в подробностях рассказал о модальных, популярных и даже экстремальных идеях для медиа будущего. Редакция T&P записала несколько тезисов и уверена, что прогнозы Бочарского в очередной раз сбудутся, а советы пойдут всем на пользу.

Несбывшиеся угрозы

О будущем журналистики в прошлом году не говорил только ленивый. И несмотря на то, что профессии предвещали смерть, ничего плохого не случилось: увеличение медиапотребления в интернете еще раз доказывает, что журналисты без работы не останутся, iPad стал другом, а не врагом, СМИ выиграли испытание краудсорсингом, читатели готовы платить за качественный и прямой контент, а конвергенция оказалась нестрашной.

Кто все эти люди?

Основные проблемы СМИ, в основном, связаны с несоответствием доходов и расходов. Важно учитывать, что все успешные медиапроекты новой волны реализованы командами с минимальным количеством сотрудников, к тому же 70% из них занимаются редакционной работой. Чтобы выжить на рынке, необходимо учиться удешевлять производство контента. В качестве примера Константин привел «китайские фабрики» («сначала тырим — затем учимся производить — свой R&D — профит») и концепцию Lean, которая заключается в производстве, не требующем много ресурсов.

Хорошие идеи дешевого контента

Spot.us — Сан-Франциско, США.

Суть проекта заключается в том, что журналист выдвигает новую тему, которую можно расследовать и предлагает ее на сайте с указанием необходимого бюджета. Читатели решают деньгами, интересно им это или нет.

The Tyee — Ванкувер, Канада.

Газета предложила читателям заявлять темы, которые потом выставляются на торги. Также в редакции сдаются рабочие места для всех желающих за $250 в месяц.

Yeeyan.org — Китай.

История о том, как 150 000 китайцев создали мировую фабрику по производству дешевых новостей, начав когда-то с волонтерских переводов западной прессы. На сайте сейчас лежит около 40 000 заметок, на Yeeyan открывают представительства такие мировые СМИ, как The Guardian. Ресурс уделяет большое внимание пользователям и волонтерам, разработана система мотивации для переводчиков. Количество новых пользователей в среднем составляет 6 000 человек в месяц.

Translated.by — Екатеринбург, Россия.

Сервис появился в 2006 году еще до «китайского чуда» Yeeyan.org. Идея заключалась в коллективном переводе целых произведений. В работе созданного сервиса приняло участие несколько сотен человек, и на сегодняшний день в активе ресурса около 600 законченных переводов.

Ready-Media — Нью-Йорк, США.

Ресурс предлагает услуги по аутсорсингу дизайна и верстки. Небольшим изданиям, независимым стартапам и даже крупным издательствам выгоднее купить готовые шаблоны, чем нанимать целый дизайн-отдел.

The Guardian Data Blog — Лондон, Великобритания.

Проект газеты The Guardian доказал, что исходную информацию и исследования, которые собираются информационным отделом для редакции, можно превратить в самостоятельный и ценный продукт.

Digital Divide Data — Пномпень, Камбоджа.

Компания специализируется на оцифровке данных с бумажных носителей. Более чем 600 сотрудников компании ежедневно выполняют свою работу в обмен на бесплатное образование.

О чем нужно помнить создателям новых СМИ

  • У нас есть две аудитории: читатели и покупатели, рано или поздно новостные сайты превратятся в сервисы, журналы станут больше похожи на магазины, а магазины получат массу контента.

  • Даже небольшие группы читателей могут делать рентабельными крохотные СМИ.

  • Избавляйтесь от дорогой инфраструктуры (регистрация пользователей, комментарии, блоги на сайте и др.) и отдайте все Facebook, растворитесь, в идеале нам нужна только страница, где будут отмечаться пользователи, за которых мы будем получать деньги у рекламодателей.

  • Журналист должен учиться думать как издатель — категориями (продукт, рынок, аудитория и ее потребности и т. д.).

  • Расти снизу (от бедности) проще, потому что опыт успеха поможет быть более конкурентноспособным на медиарынке.