Еще несколько лет назад космос было принято искать во внутренностях нового смартфона, а покорение солнечной системы считалось уделом дряхлеющих энтузиастов и авантюристов. На фоне бытовой революции умных вещей, космос казался пережитком развалившейся биполярной системы, чье освоение стоит отложить на долгое и неопределенное потом. Но ничем не примечательное первое десятилетие нового века вдруг завершилось звездным бумом: за космос взялись частные корпорации, а воинствующие госструктуры перестали смотреть на Вселенную через боевой прицел. Футуролог Иван Мин объясняет, почему самое интересное в космической отрасли начинается именно сейчас.

В середине мая командир МКС Крис Хэдфилд, веселивший интернет обучающими роликами о жизни на орбите, перед самым отлетом со станции записал там же кавер на Space Oddity Дэвида Боуи. Помимо невероятной красоты и пронзительности происходящего, видео буквально кричит: у космоса теперь человеческое лицо.

Нечто подобное чуть ранее совершили в НАСА вместе с марсоходом Curiosity. За похождением юркого робота по красной планете можно было следить с первых секунд старта миссии, а объемный, одушевленный твиттер ровера прибавлял гуманизма покорению Марса. Что характерно, это было не первый созданный человеком аппарат на планете, но именно он смог увлечь собой Землю и сделать скучные научные исследования интереснее любого реалити-шоу. Потенциал внеземного пространства поняли и в Red Bull. Осенью 2012 года австрийский парашютист Феликс Баумгартнер с помощью компании прыгнул из стратосферы, преодолел звуковой барьер и поставил несколько мировых рекордов в прямом эфире, собрав у экранов несколько миллионов отвисших челюстей.

Потенциал космоса как маркетингового инструмента осознали не только производители энергетических напитков. Компания AXE, агрессивно продвигающая свою бытовую химию среди мужской аудитории, решила отправить команду из 22 счастливчиков в космос до 2020 года. Прошедшие отбор в космической академии дезодоранта герои полетят на суборбитальном корабле Lynx, который производит калифорнийская компания XCOR. И вот тут судьба будущего и космоса становится по-настоящему интересной.

В XCOR предполагают, что Lynx займет в ближайшем будущем огромную часть ныне пустующего рынка коммерческих суборбитальных полетов. По состоянию на 2013 год в компании подготовили 3 прототипа, а их тестирование начнется в течение нескольких месяцев. Если все пройдет удачно, уже через год стартуют первые полеты практически на высоте искусственных спутников планеты по цене 95 тысяч долларов США. Теоретически Lynx способен взлетать по 4 раза в день, и для сверхбыстрых путешествий понадобится только развитая сеть современных космодромов.

Свой космодром уже построил Ричард Брэнсон, основатель международного конгломерата Virgin Group с годовым оборотом в 21 миллиард долларов. В 2004 он основал компанию Virgin Galactic и объявил о грядущем покорении космоса. Многие смотрели на Брэнсона как на эксцентричного чудака, но спустя несколько лет оказалось, что он не прогадал, а попросту вовремя занял только зарождающийся рынок частного космического извоза. В октябре 2011 года в Нью-Мехико Virgin Galctic открыли первый в мире частный космодром «Америка», где Брэнсон успешно тестирует свой будущий туристический бизнес с помощью суборбитальных кораблей SpaceShipOne и SpaceShipTwo. Уже сегодня можно потратить двести тысяч долларов и встать в очередь из 450 человек, желающих оказаться в невесомости.

Помимо самих Virgin Galactic на космодроме арендуют пространство и другие гиганты космических перевозок будущего — SpaceX. Основанная в 2002 году создателем PayPal Эланом Маском компания за 10 лет прошла путь от новичка в ракетостроительстве до субподрядчика НАСА. С помощью ракет Falcon 9 и космического корабля Space Dragon в мае 2012-го компания стала первой негосударственной структурой доставившей груз на МКС. Помимо SpaceX у Элана Маска еще два футуристичных бизнеса: электромобили Tesla и солнечные батареи SolarCity, но именно космическая сфера оказывается самой амбициозной. К 2018 году компания планирует отправить на Марс свой собственный ровер для поиска следов органической жизни.

Еще более притязательный проект задумала некоммерческая организация Inspiration Mars Foundation под руководством первого космического туриста Дениса Тито. К 2018 году он планирует отправить пилотируемую экспедицию, состоящую из женатой пары, для облета Марса и возвращения обратно на Землю за 501 день. Более жесткий вариант подобного путешествия рассчитывают провести в инициативе Mars One. В задачи миссии входит безвозвратный полет на планету, с предварительной выгрузкой марсианской базы и необходимых ресурсов до 2023 года. После чего на Марс попадут первые люди, число которых в 2033 планируется увеличить до 20 человек. Отбор будущих колонистов закончится уже в этом году, а предполагаемый полет команды должны будут обеспечить инженеры все тех же SpaceX. И пока НАСА и Роскомос молчат о своих планах по межпланетным миссиям с участием человека, колонизация Марса рискует стать сугубо частным проектом.

Кроме развивающейся системы космических полетов появляются компании, чьи цели более прозаичны, но при этом не менее захватывающие. Например, Planetary Resources собирается промышленно осваивать астероиды. На первых порах компания займется развертыванием недорогих космических телескопов, но обещает все свои ресурсы вкладывать в технологии по добычи сырья, минералов и летучих элементов из ближайших к Земле планетоидов. Этот потенциально выгодный бизнес пока находится в сугубо теоретическом состоянии, и первыми шагами на пути к успеху должны стать испытания собственных летательных аппаратов, намеченных на 2013 год.

На этом поле с Planetary Resources соревнуется компания вроде Shackelton Energy, чья сфера интересов включает в себя разработку лунных месторождений. Исследования луны также продвигает Google. В 2008 году компания учредила Lunar X Prize в размере 30 миллионов долларов частным компаниям, создающим свой собственный луноход для будущего освоения пространств спутника Земли. Сегодня 25 команд бьются над поставленной задачей, и как минимум две уже находятся в стадии тестовых полетов. Еще с десяток похожих, пока не таких успешных, но не менее амбициозных компаний функционируют по всему миру, от лоу-костеров вроде UP Aerospace до безумных стартапов, вроде ритуальных космических услуг, в недрах которых разрабатывают многочисленные концепции покорения бесхозных пространств солнечной систем.

Пока частная инициатива медленно завоевывает звезды, государственные агентства тоже не сидят без дела. Конкуренцию США и России пытаются составить Индия и Китай. В декабре 2013 года станция «Чанъэ-3» совершит первую для Китая посадку на луну, а Индия запустит свой марсианский спутник. А уже к 2020 китайцы планируют открыть свою собственную космическую станцию и лишить монополию МКС. С высоты своей исторической перспективы США и Россия пока не могут похвастаться грандиозными планами и больше сосредоточены на выполнении стратегических задач, разрабатывая новое поколение ракетоносителей и пилотируемых космических кораблей. Из самых громких планов у Роскосмоса после неудач с исследованием Фобоса намечен проект «Марс-Грунт» — программа по доставке на Землю марсианского грунта, запланированная на 2018 год.

2018 станет следующим большим годом для освоения космоса. Великое противостояние Марса, намеченное на июль этого года будет означать, что расстояние между Землей и красной планетой достигло минимального значения. Более благоприятного момента для прорыва к Марсу не произойдет еще долго, а ближайшие пять лет станут решающими в вопросе, насколько силен энтузиазм человечества подготовить себе запасной плацдарм в случае незапланированной катастрофы. Сегодня в мире насчитывается уже более 30 космопортов, и сотни частных компаний, готовых обслуживать возникающую инфраструктуру, в которой место гонки вооружений занимает простой коммерческий и человеческой интерес. Избавившись от излишнего тестостерона эта сфера резко заиграла яркими красками фантастических новелл, когда-то рисовавших приближающую действительность звездной утопией. И хотя ничего подобного не случилось, дух времени подсказывает, что космический век по-настоящему начинается лишь сегодня.