Международный фестиваль нового документального кино о музыке Beat Film Festival пройдет в Москве в четвертый раз с 6 по 11 июня. В кинотеатре «Горизонт» сети Формула Кино будет показана основная программа, в которую вошли 7 фильмов, в том числе первая документальная картина о The Rolling Stones и первый за сорок лет фильм о Дэвиде Боуи, а также шоукейс главного независимого фестиваля Америки SXSW. На другой площадке — в Центре Документального Кино — покажут фильмы прямиком из северных стран в рамках программы Focus on Scandinavia и ретроспективу Джулиана Темпла — признанного мастера музыкальной документалистики.

В этом году в рамках фестиваля можно будет не только посмотреть кино, но и пообщаться с режиссерами и специалистами в области документалистики на встречах в ЦДК. Для нашего обзора мы выбрали самые необычные фильмы и самые долгожданные встречи.

Talks

Андреас Йонсен

За свою карьеру lДатский режиссер Андреас Йонсен снял фильмы о стрит-арте, о ямайском танце дэггеринг (порно-версии грязных танцев) и о музыкальном пиратстве (в котором, кстати, есть кусок о русской «горбушке»).

У Йонсена прекрасное чутье на материал: большинство его фильмов «определяют» направление культурного движения. Тот же дэггеринг получил мировое признание вскоре после съемок; о том, насколько актуальна тема пиратства можно судить по программе BeatFilm 2013: этой проблеме целиком посвящен фильм «Отойдя от монитора».

Йонсен будет представлять на фестивале картину «Жизнь Кидда», которая получила признание жюри CPH:DOX (самого престижного скандинавского фестиваля документалистики) и прочтет лекцию о субкультурах.

Луис Блэк

Луис Блэк — один из отцов-основателей главного американского независимого фестиваля South by Southwest (SXSW), проходящего каждый год в городе Остин штата Техас. Фестиваль совмещает кинопоказы, концерты и интерактивные конференции. Вот что говорит сам Блэк о своем детище: «Я люблю каждую минуту SXSW, люблю просто стоять на улице и наблюдать за людьми, как они смеются, и болтают, переходят из клуба в клуб — весь этот поток энергии наполняет меня. SXSW — это то, как я сам жил, когда мне было 20 — только музыка, кино, „Daily Texas“ (газета, в которой работал Блэк) ». На встрече в ЦДК Блэк расскажет, как ему и его друзьям удалось сделать свой фестиваль таким успешным, и почему в развлекательной индустрии сегодня так важно создать новые связи между кино, музыкой и медиа.

Марсэло Мачадо

Карьера Марсело Мачадо, бразильского режиссера, сценариста и продюсера, началась в 1981 году, когда он основал компанию «Electronic Video Look». Мачадо долгое время работал на бразильском телевидении, в 90-х годах участвовал в открытии канала MTV в Бразилии.

В дальнейшем он снимал и продюсировал документальные фильмы о музыке для различных каналов, пока в 2007 не посвятил себя работе над фильмом «Тропикалия» — об одноименном культурно-политическом движении 60-х годов. В работе над фильмом Мачадо связал архивные хроники с комментариями самих тропикалистов, создав «коллаж, где музыка является движущей силой». О музыке речь и пойдет на его лекции в рамках фестиваля: Мачадо будет ставить самые известные песни тропикалистов и объяснять их значение.

Мэтт Вулф

Режиссер фильма «Teenage» — молодой документалист из Нью-Йорка, попавший в число 25 новых представителей независимого американского кино по версии журнала Filmmaker. Первый же фильм Вулфа «Wild Combination» о виолончелисте Артуре Расселе попал в десятку лучших фильмов за 2008 год. Вулф — автор нескольких короткрометражек, снятых для газеты The New York Times, и полнометражного фильма NY Export: Opus Jazz, посвященного постановке балета Нью-Йорка. На фестивале Вулф расскажет о том, какого быть молодым документалистом в Нью-Йорке и раскроет секреты своего мастерства.

Основная программа

Teenage

6 июня, 20:00, 9 июня, 17:00

Молодой фестиваль Beat в этом году открывается фильмом про молодость. Для современного человека понятие «тинейджерство» — давно знакомое и понятное. Сегодня сложно представить, что когда-то тинейджерства не существовало, ведь молодые люди были всегда.

Джон Сэвидж в свей книге «Teenage: Creation of Youth Culture» расcказал о том, что когда-то были либо дети, либо взрослые, ведь вчерашнему ребенку приходилось идти работать наравне со взрослыми людьми. И вот в начале двадцатого века появляется «молодежь» — новая движущая сила истории, новый тип сознания, новая культура. Кто сегодня эти молодые энергичные ребята, свергающие режимы и ниспровергающие застоявшиеся формы искусства — вполне понятно. Но кем они были в период своего зарождения? Как раз об этом Мэтт Вулф, вдохновившийся книгой Сэвиджа, снял фильм «Teenage». Архивные съемки, фотографии, высказывания ребят, чья молодость пришлась на первую половину двадцатого века, оживают на экране благодаря голосам известных актеров — Бена Уишоу, Джены Мэлоу и музыке, которую к фильму написал Бредфорд Кокс — лидер группы Deerhunter.

Главные герои фильма — реальные люди, в чьих историях отразился дух времени. Бренда Дин Пол — представительница английской аристократической богемы, Мелита Мэсчманн — участница нацистского молодежного движения в Германии, Томми Схил — один из группы немецких свингующих бунтарей Swing Kids и Варрен Волл — бойскаут-афроамериканец. Не сохранилось ни одной фотографии этих «героев своего поколения», так что создатели фильма заново рисовали их портреты, воссоздавали их образы на экране. В итоге получилось не сухое документальное кино, а живой, яркий рассказ о молодости и том, как рождалось тинейджерство.

Превращение

8 июня, 22:30

На волне суперактуальных баталий за права секс-меньшинств фильм Энтони Хегарти и Чарльза Атласа «Превращение» привлекает к себе внимание не как хроника концертного тура группы Antony & The Johnsons, а как смелое высказывание о праве человека быть самим собой.

Смысл и внутреннее настроение песен Энтони раскрывается через истории тринадцати необычных женщин. Эти женщины — андрогины, трансексуалы, лесбиянки — аутсайдеры современного мира, которые всю жизнь борются с общественными предрассудками. Чарльз Атлас во время выступления группы выводил их изображения на экран, создавая потрясающие видеоинсталляции. За кулисами шоу героини дают интервью, рассказывая общую для всех историю борьбы за собственную индивидуальность. «Превращение» — это фильм-концерт и яркий ответ на злободневные проблемы общества.

Шоу-кейc SXSW

Чупитулас

9 июня, 21:00

«Пьянящая смесь сна и реальности», — так написала New-York Times про фильм «Чупитулас» братьев Россов. Фильм назван в честь улицы Нового Орлеана — Чупитулас-стрит, по которой всю ночь бродят три брата-подростка, опаздывающие на паром. В одну ночь, полную приключений, странных встреч с чередой ночных персонажей — бродягами, наркоманами, бурлеск-танцовщицами — юные герои незаметно проходят путь от невинности к зрелости.

Философские разговоры братьев сопровождаются несмолкающим саундтреком ночной жизни Нового Орлеана: то тут, то там звучат биты хип-хопа, оркестровый марш, гитары уличных музыкантов и джаз, доносящийся из клубов. Режиссеры хотели передать собственные детские впечатления от мегаполиса, снова увидеть город через призму давно забытых ощущений.

Ретроспектива Джулиена Темпла

Лондон — Современный Вавилон

8 июня, 21:00, 10 июня, 18:30

В рамках ретроспективы Джулиена Темпла — признанного мастера музыкальной документалистики — будет показана его последняя работа «Лондон — современный Вавилон». Из отрывков архивных записей, культовых фильмов, собственных документальных кадров и интервью с коренными лондонцами Темпл создает портрет самого необычного города Европы. Перед нами весь Лондон — от Пиккадили до Брик Лэйн, от конца викторианской эпохи до наших дней. Режиссер создает эффект своеобразного путешествия во времени и пространстве — сквозь вековую историю кинематографа в самое сердце Лондона.

Но не хроникальные кадры и не интервью составляют главную ценность фильма, Темплу удивительно точно удается передать саму стихию жизни города. В сменяющихся исторических событиях он видит одну движущую силу — борьбу за человеческую свободу, за равенство и братство — лозунг конца восемнадцатого века остается актуальным и в двадцатом. Дух борьбы передается не только визуальными средствами: уникальный саундтрек, в котором песни главных британский бунтарей Sex Pistols и The Clash перемешаны с «Get Up, Stand up» Боба Марли, объясняет без слов все, что хотел сказать режиссер.

Focus on Scandinavia

Призрак Пирамиды

9 июня, 19:30,11 июня, 16:00

Датский режиссер Андреас Коефод снял фильм «Призрак Пирамиды» по сценарию, написанному совместно с датской инди-группой Efterklang. Beat Film Festival покажет картину в рамках программы Focus on Scandinavia.

Efterklang в поисках вдохновения для записи нового альбома отправились на норвежский остров Свальбард, где находится заброшенный советский городок с невероятно поэтичным названием «Пирамида». Там они собирают по кусочкам, по нотам звуки в опустевших домах. Меланхоличные ребята заставляют подпевать им ржавую цистерну, старые качели, шуршащие страницы документов…

Параллельно житель «Пирамиды» полярник Александр рассказывает на камеру о своем прошлом, об этом городке, который был для него островом воплощенной советской мечты. Биография полярника превращается в настоящую поэму о крахе иллюзий и, одновременно, о красоте этих несбывшихся надежд.

Призрак «Пирамиды» преследует зрителей, показывает им завораживающие картины опустевшего острова и подпевает молодым музыкантам.

Жизнь Кидда

8 июня, 16:00, 10 июня, 21:00

Неисповедимы пути интернета и непредсказуема судьба суперзвезд Youtube. Видео с обычным датским парнем, юным бритоголовым рэпером, за короткий срок набирает миллионы просмотров, и Николас Вествуд, а попросту Кидд, просыпается наутро знаменитым.

Документальный фильм Андреаса Йонсена «Жизнь Кидда» создает портрет нового поколения молодежи и показывает, как изменился мир, в котором слава приходит в одночасье и зависит лишь от прихоти интернет-пользователей. За один год Кидд и его друзья создают собственный музыкальный лейбл, под которым записывают и выпускают альбомы. Кидд показывает музыкальной индустрии средний палец, даже премьер-министр Дании мечтает об автографе рэпера. Интересно вот что: имеет ли новоявленная датская звезда индивидуальность, или это лишь частичка пестрого и непредсказуемого медиа-мира.

Отойдя от монитора

7 июня, 21:00, 9 июня, 15:00

«Отойдя от монитора» — так создатели Pirate Bay (Готфрид Свартхольм, Фредерик Неийоми и Петер Сунда) говорят о реальной жизни. Для них интернет — и есть реальность.

В документальной картине Саймона Клозе речь идет о суде над создателями популярного торрент-треккера. Этот процесс приобретает символическое значение: новая информационная эпоха заявляет свои права. Подсудимые выступают против устаревших законов, не способных обеспечить развитие свободы информации. На их стороне — пиратская партия Швеции (с местами в Европарламенте) и пять миллионов пользователей со всего мира, на противоположной — буква закона.

Создатели фильма не отступаются от своей позиции и на деле: фильм был выложен в торренты одновременно с мировой премьерой. На фестивале картину представит ее режиссер — Саймон Клозе.

Пити и Джинджер

8 июня, 19:30, 10 июня, 17:30

Пити, гитарист гаражной группы «The Oh Sees», работает в секс-шопе на окраине Сан-Франциско. Каждый день он проходит через кварталы, заполненные бездомными — уличными философами, старыми проститутками и наркоманами. Джинджер стала стриптизершей после того, как ее мужа вышвырнули из страны. Муж вернулся на скопленные деньги, и теперь она предсказывает счастливое будущее в нью-йоркском баре неудачникам, особенно пострадавшим от экономического кризиса.

«Пити и Джинджер» — это история о двух простых американцах, обманутых идеологией всеобщего благополучия. Когда американская мечта оборачивается кошмаром, остаться на плаву им помогает только музыка и дружба. Документальные кадры прерываются выдержками из интервью друзей, в которых на первом плане оказываются человеческие отношения, а не социальные проблемы. Видео-лента сопровождается музыкой Thee Oh Sees, The Mallard, Dan Higgs, The Sandwitches, Tim Cohen и др.

Whateverest

8 июня, 19:30, 10 июня, 17:30

«Whateverest» — это мокьюментари про 27летнего норвежца, вдохновившего Тодда Терье на запись хитового трека «Inspector Norse».

Мариус Солем — обычный провинциальный парень, музыкант-неудачник, который любит на досуге побаловаться самодельными наркотиками и потанцевать под электронную музыку. Под псевдонимом Inspector Norse он выкладывает на ютюб рецепт своего «счастья», а также последствия его применения. Жизнь Мариуса проходит под девизом «Ни одного плохого дня» — своими вдохновенными танцами он раскрашивает серые будни Богом забытой деревушки и учится находить счастье в простых вещах.

История неунывающего философа-наркомана — выдумка Терье, его попытка научить людей ценить жизнь во всех ее проявлениях и радоваться каждому дню.