Что писать в резюме и мотивационном письме, кого выбирать в качестве референтов, как сдавать IELTS или TOEFL, каким должно быть идеальное описание собственного проекта — эти и другие вопросы чаще всего являются препятствием на пути к получению стипендии на обучение, грантов на проведение исследований или победе в конкурсе. T&P поговорили с людьми, которые не побоялись бумажной волокиты и добились своего.

Елена Юшина, куратор, основатель Aperto Gallery в Санкт-Петербурге, участница программы стажировок для российских кураторов EUNIC

«Я выиграла грант по программе стажировок для российских кураторов в европейских музеях и галереях от EUNIC (Объединение институтов культуры стран Евросоюза). Эта программа проходит уже два года при участии европейских государств с целью подготовить новое поколение кураторов современного искусства. Европейский союз и культурные институции каждой из принимающих стран выбирают одного (как правило)-двух молодых кураторов и отправляют их на стажировки в ведущие музеи или галереи современного искусства за рубежом. Каждый год страны-участники меняют программы и места пребывания молодых кураторов.

В 2012 году, когда я участвовала в программе, можно было пройти стажировку в Австрии, Великобритании, Германии, Франции, Румынии и Швеции. О программе я узнала еще два года назад, и даже подавала заявку в первый год. Тогда я попала в шорт-лист Румынии, но грант не получила. В тот год от Великобритании была другая программа, а так как участвовать два года подряд нельзя, то я очень рада, что история сложилась именно так.

Участников программы выбирают на основании присланных заявок. Конкурсный отбор состоит из двух этапов. На первом этапе нужно было заполнить заявку на сайте программы. Помимо обычных данных в ней следовало указать полученное образование, описать трудовую деятельность в случае постоянного места работы и опыт кураторской работы. Последняя графа очень важная: нужно также приложить ссылки, иллюстрации, пресс-релизы уже реализованных проектов. Также достаточно четко нужно было прописать, какую роль в проекте я готова принять и каким образом стажировка повлияет на мою дальнейшую работу. И в данном контексте я описывала свой профессиональный опыт, в том числе кураторские стажировки, и инициативы, не имеющие прямого отношения к кураторству, к примеру, то, как мы с коллегами организовывали первую конференцию TEDx в Петербурге.

Отдельное внимание в заявке уделяется знанию иностранных языков. Так как в программе участвуют сразу несколько стран, то необходимо было отметить на каком уровне я владею английским, немецким, французским, шведским и румынским языками, а также указать три страны в порядке предпочтения, в которых бы я хотела проходить стажировку. Я свободно владею английским языком и у меня средний уровень знания французского языка. На основании этого во многом происходило распределение кандидатов по странам. Для стажировок в Австрии и Германии участникам желательно было знать немецкий язык, а для стажировки во Франции знание французского было обязательным требованием.

«Программа EUNIC — отличная возможность для молодых кураторов, она дает шанс проявить себя в организации выставок, изучить их художественную практику в Европе. Стоит обращать внимание на то, что предлагает та или иная страна, и насколько ваш опыт подходит для нее»

У каждой страны к тому моменту, как они начинают принимать заявки, уже указана принимающая институция и программа, в которой стажер будет задействован. В заявке я отмечала Великобританию, Австрию, Швецию, потому что их проекты мне были наиболее близки и интересны. Те участники, которые подавали заявки на стажировку в Центр Помпиду-Метц во Франции, к примеру, знали уже сразу, что тематикой выставок будут авангардное кино и аэрофотосъемки. В 2012 году Великобритания предоставляла два места — в Модерн Арт Оксфорд, где я в итоге стажировалась, и в Ливерпульскую биеннале. Для Модерн Арт Оксфорд нужно было обладать опытом и галерейной, и институциональной работы, а для того чтобы попасть на Ливерпульскую биеннале — непосредственно заниматься исследованиями биеннале в научном или художественном ключе. При отборе заявок предпочтение отдавалось тем кандидатам, у которых тема исследований или работы связана с институцией или программой, которую данная институция предлагает. На это стоит обратить особое внимание. Первоначально, моим приоритетом было участие в Ливерпульской биеннале, потому как я писала свою магистерскую диссертацию о биеннале в контексте мировой политики, в частности, про биеннале Манифесту, и это была моя тема во всех отношениях.

Также нужно было указать двух-трех рекомендателей, кто был знаком с моей профессиональной деятельностью и мог бы поддержать мою инициативу прохождения данного конкурса. Я представила три рекомендательных письма — от моих преподавателей и наставников, с которыми я уже долгое время знакома. Меня поддержал Виктор Мизиано — главный редактор «Художественного журнала», куратор биеннале Манифеста. С ним я знакома уже несколько лет, он был моим оппонентом на защите магистерской работы. Вторым моим референтом стала Олеся Туркина, ведущий научный сотрудник Отдела новейших течений Государственного Русского музея. В свое время и у Виктора, и Олеси я посещала кураторские школы — Московскую летнюю кураторскую школу совместно с фондом V-A-S и Школу кураторов в «Лофт Проекте Этажи» в Санкт-Петербурге. Еще одна рекомендация у меня была от Маргариты Пушкиной, директора международной ярмарки современного искусства Cosmoscow…

После заполнения всех форм необходимо было отправить заявку на электронный адрес EUNIC. После чего я получила информацию, подтверждающую, что я прошла первый тур и меня приглашают в Британский совет на собеседование. Собеседование в Британском совете носило практический характер, я рассказывала об опыте кураторства, и о том, насколько я себя вижу в той или иной институции, в их проектах. Я представила свое видение развития диалога Великобритании и России и дальнейшей работы по данному направлению. Собеседование проходило на английском языке, так что это была еще и отличная возможность проверить знание языка кандидатов.

На мой взгляд, прежде чем подавать заявку на участие в этой программе, необходимо иметь полное представление о том, что тебе может дать эта стажировка. Программа EUNIC — отличная возможность для молодых кураторов, она дает шанс проявить себя в организации выставок, изучить их художественную практику в Европе. Стоит обращать внимание на то, что предлагает та или иная страна, и насколько ваш опыт подходит для нее. Это основной критерий отбора кандидатов. Также упор делается на языки: для успешного прохождения стажировки действительно должен быть отличный уровень знания. К примеру, когда я уже стажировалась в Оксфорде, я также занималась исследовательской работой. На тот момент я помогала куратору Дэвиду Эллиоту подготовить выставку старшей сестры Владимира Маяковского — Людмилы Маяковской, мы часто устраивали скайп-конференции. Помимо документации, которую я вела и архивной работы, я также переводила книгу про Людмилу с русского на английский. Таким образом, стоит отметить, что для стажировки в Великобритании было необходимо на профессиональном уровне владеть английским языком. И не стоит забывать, что одно из важных условий этой программы — исследовательская работа, которая должна быть представлена после прохождения стажировки. Стажерам 2012 года нужно было принять участие в Кураторских боях в «Гараже» — финальном этапе конкурса, где необходимо было представить собственные кураторские проекты, разработанные во время стажировок в Европе. Участники должны были придумать проект с идеей и прописанным бюджетом, который бы позволил расширить аудиторию. Каждый год EUNIC меняет условия этого отчетного проекта. Следует очень внимательно отнестись к программе, выбранной институции и сбору информации уже непосредственно на месте стажировки».

Павел Несмиянов, кандидат медицинских наук, доцент кафедры иммунологии и аллергологии, стипендиат программы Фулбрайта для преподавателей вузов

«Я узнал о программе благодаря моей бывшей однокласснице, у которой в одной из социальных сетей была ссылка на страницу программы Фулбрайта. Она ездила по одной из магистерских программ, а мне подходила только программа для преподавателей вузов — FFDP (Fulbright Faculty Development Program). Эта программа предназначена для ознакомления с системой образования США, а в конечном итоге все участники должны были разработать учебный план по той или иной дисциплине. Я выбрал для себя давно интересующую меня область — методы визуализации в биомедицинских исследованиях, — которая сейчас как раз набирает обороты во всем мире. В процессе заполнения заявки, который занял у меня примерно месяц, нужно было выбрать три университета с подходящими факультетами или специалистами.

Первый этап для участия в программе — подача заявки и заполнение анкеты. Заявка достаточно формальна. По заданным вопросам координаторы программы в России отвечают охотно. Резюме тоже вполне стандартное. Две вещи, на мой взгляд, оказались не совсем легкими — это Study Objective, где нужно понятным языком написать, чего конкретно вы хотите от программы и почему для этого вообще нужно участвовать. В моем случае все было достаточно просто — я знал, чего хочу, идея была достаточно оригинальная, а возможностей для ее осуществления в России я не видел. Второй момент — это Personal Statement, где пришлось искренне и не скрывая эмоций описать, как я пришел к идее через все свои жизненные этапы.

Для заявки обязательно нужны были рекомендательные письма, которые мне писали знакомые профессора из моего университета. Конкурсный отбор на основе заявок я прошел успешно и попал на следующий этап — интервью и сдача TOEFL (примерно через полгода). На интервью присутствовали двое граждан США, преподаватель и сотрудник Консульства, координатор программы в России и преподаватель одного из российских вузов. Было две комиссии. Во второй, помимо прочих людей, присутствовал и сам директор программы Фулбрайта в России. На интервью задавали уточняющие вопросы по заявке и неожиданно для меня попросили рассказать о хобби. В результате я немного растерялся, потому что хотя хобби у меня и есть, на него не хватает времени, и сразу даже не пришло в голову, что отвечать. Один раз от волнения я забыл простейшее слово, которое пришлось сказать по-русски и просто спросить перевод.

«В моем случае большинство кандидатов на стипендию были специалистами гуманитарных профессий, а у меня — медико-биологическая, поэтому, как мне кажется, я выиграл за счет оригинальной идеи и четкого представления того, что мне нужно от программы»

На следующий день после интервью все кандидаты поехали сдавать TOEFL. Информации про этот экзамен очень много в интернете, лично я готовился к нему пройдя два раза весь экзамен и пользуясь для этого диском, прилагаемым к The Official Guide to the New TOEFL iBT. Экзамен сдал на 106 баллов, поэтому считаю себя вправе сказать, что подготовиться специально к экзамену в принципе невозможно, нужно просто практиковать язык и общение. Проходить экзамен от начала до конца нужно только для того, чтобы понять, как в принципе он устроен, чтобы не было каких-то неожиданных заданий.

Подтверждение я получил примерно в мае 2011 года, но когда все участники уже поехали на Pre-Departure Orientation, где рассказывали, как добраться до места стажировки и прочие организационные детали, я еще не знал, куда именно поеду, поскольку все три университета, в которые я хотел попасть, отказались меня принять. Мне прислали список из 4—5 мест, в которых были согласны меня принять, и я выбрал город Кливленд в штате Огайо, где расположена одна из лучших исследовательских клиник — Cleveland Clinic — и отличная медицинская школа университета Case Western Reserve University. В течение всей поездки часть времени я проводил в обоих местах. Сказать, что я в результате оказался далек от разочарования, — ничего не сказать.

В моем случае большинство кандидатов на стипендию были специалистами гуманитарных профессий, а у меня — медико-биологическая, поэтому, как мне кажется, я выиграл за счет оригинальной идеи и четкого представления того, что мне нужно от программы. Я думаю, что у меня изначально были неплохие шансы, потому что, скорее всего, должно быть какое-то разнообразие среди прошедших конкурсный отбор, должен быть охвачен как можно более полный спектр конкурсных дисциплин, а по медико-биологическим специальностям кандидатов было немного».

Анастасия Качурина, студентка, магистрант программы «Эразмус Мундус» по виноградарству, виноделию, менеджменту и маркетингу в этой области

«На данный момент я заканчиваю обучение по программе Еuropеan Mastеr of sciеncе of Viticulturе and Еnology. Эта магистерская программа включает в себя целый комплекс предметов по виноградарству, виноделию, менеджменту и маркетингу в этой области. После окончания программы выпускники могут работать руководителями винодельческих предприятий, консультантами в области виноградарства и энологии, экспорта и импорта вин, преподавателями и научными исследователями по данной специальности. По правилам нашей программы первый год все студенты проводят на юге Франции, в провинции Лангедок-Руссильон, в городе Монпелье. На втором году студенты могут выбрать для обучения любую из четырех стран-участниц консорциума: Германию, Италию, Испанию, Португалию. Преподавание ведется преимущественно на английском языке.

Около двух лет назад я была на выставке «Образование и карьера» в Гостином дворе, заметила стенд с надписью «Эразмус Мундус», где взяла буклет-справочник всех магистерских и докторских программ академической мобильности и решила принять участие. Для получения стипендии (это был единственный возможный для меня вариант) требовалось собрать много документов. У меня получилось уложиться за шесть месяцев. Сначала необходимо было зарегистрироваться на сайте программы. Затем предстояло сделать очень многое: грамотно составить CV (резюме), написать вдохновляющее мотивационное письмо, найти рефери для написания рекомендательных писем. В случае с нашей программой координаторы сами связывались с преподавателями посредством электронной почты и просили их заполнить специальные онлайн-анкеты на английском языке. Кроме знания английского, желательно, чтобы рефери были профессионалами в области, относящейся к программе. В моем случае ими стали декан факультета и по совместительству дипломный руководитель и менеджер винодельческого предприятия, на котором я стажировалась. Готовиться к подаче заявки лучше начинать заранее, last minute эссе обычно не производят желаемого впечатления. Не старайтесь слишком стандартизировать свое мотивационное письмо, пусть лучше оно будет лично вашим. Не стесняйтесь упомянуть об участии в конференцияx, профессиональныx выставкаx, о знании других иностранных языков и иной подобной информации.

«Все документы мне удалось подать вовремя, и после месяцев томительного ожидания я получила положительный ответ и увидела свою фамилию не только в списке зачисленных, но и получающих стипендию: 1 000 евро в месяц и 4 000 евро на транспортные расxоды»

Отдельный пункт участия в программе — сдача международного экзамена на уровень владения английским языком (для нашей программы требовалась успешная сдача IELTS). У каждой программы был свой координатор, с которым можно и нужно общаться как во время подготовки заявки, так и после. Именно он мне разъяснял возникающие вопросы. Определившись с предполагаемой датой, я заполнила анкету на официальном сайте и указала академический модуль (как правило, для обучения необходим модуль academic, а для работы в некоторых случаях достаточно general). Выбирая дату, необходимо учитывать, что результат можно получить только через две недели после проведения экзамена. На момент сдачи мой уровень владения языком находился между intermediate и upper intermediate. Я приняла решение готовиться самостоятельно. На официальном сайте IELTS скачала материалы для подготовки, также очень пригодился сайт с видеоуроками английского языка. В дополнение прослушивала подкасты IELTS на www.learnenglish.britishcouncil.org, общалась с зарубежными друзьями и коллегами на английском, проводила экскурсии по Москве для иностранных гостей академии, в которой училась. Упорно занималась в течение двух последних месяцев, и тест сдала успешно.

Все документы мне удалось подать вовремя, и после месяцев томительного ожидания я получила положительный ответ и увидела свою фамилию не только в списке зачисленных, но и получающих стипендию (1 000 евро в месяц, 4 000 евро на транспортные расxоды и оплаченная страховка на всеx магистерских программаx Эразмуза). Главное — это правильно рассчитать время для подачи и обработки документов в посольство. Лучше с запасом, так как есть риск опоздать к началу первого учебного семестра. Так случилось с одним из моих коллег. Единственную ошибку, которую я допустила, — даже не начала учить французский язык, как только я узнала о поступлении. Французы все же негативно относятся к людям, совершенно не владеющим им. С немцами все получилось легче, так как большинство из них неплохо говорит по-английски».

Елена Терехова, стипендиат правительства Франции по программе лингвистических стажировок, номинант на получение стипендии для покрытия учебных расходов

«Я выпускница Ульяновского государственного университета по специальности “Международные отношения”, и в этом году я получила стипендию французского правительства для покрытия учебных расходов (Bourse d’études du gouvernement français) на продолжение обучения по магистерской программе университета Нанта. В условиях экономики знаний слово «стипендия» для многих студентов — почти волшебное, открывающее новые горизонты и возможности. Волшебное — вовсе не значит нереальное. С 2011 года, когда я начала изучать сайт www.bgfrussie.ru, возможность получить стипендию французского правительства для меня была неотделима от мечты об учебе во Франции.

У многих стипендиальных программ список документов стандартен: мотивационное письмо, резюме, оценки с предыдущего места учебы, рекомендательные письма и результаты тестирования на знание иностранного языка. Дополнительно к этим документам для участия в конкурсе стипендий французского правительства необходимо было приложить список университетов (максимум 5), в которые вы поступаете, или же письмо-приглашение от одного университета, если вы уже успели поступить. Также необходимо зарегистрироваться в электронной системе на сайте и ответить на несколько вопросов, которые являются частью досье.


Для учебы во Франции знание английского языка не является обязательным, но может стать преимуществом или даже требованием на некоторых программах, например, на всех, связанных с международными отношениями. Я знала, что процесс поступления и конкурс на получение стипендии займут у меня приблизительно весь 2012—2013 учебный год, поэтому подготовку я начала со сдачи теста IELTS в Москве в октябре 2012 года. Можно сказать, что к IELTS я не готовилась, только просмотрела структуру теста. В итоге сдала на 8.0 из 9. С французским языком было сложнее. Я сдавала экзамен DELF в декабре, в своем родном городе, Ульяновске, только на уровень B2, которого, впрочем, было достаточно для учебы даже на гуманитарных специальностях и для подачи документов на стипендию. Несмотря на то, что в Ульяновске нет Alliance Française или Institut Français, которые координируют проведение экзаменов DELF/DALF, на базе Ульяновского педагогического университета существует ресурсный центр, который также проводит экзамены, благодаря чему мне не пришлось ехать в Самару или Москву. В промежутках между сдачей тестов на знание языков и сдачей зимней сессии в моем университете, я перевела выписку оценок на французский язык, нашла референтов для написания рекомендательных писем, заполнила формуляр Кампюс Франс, необходимый для поступления в университеты. После его заполнения процедура подачи документов на стипендию французского правительства показалась мне просто приятным отдыхом.

«Одна из особенностей процесса подачи документов на стипендию французского правительства — прозрачность и открытость. Важно лишь уметь находить информацию о том, что нужно писать в мотивациях, на чем сделать акцент»

При подаче документов на различные программы резюме и список публикаций остаются практически неизменными. Иногда некоторые элементы можно убрать, чтобы не отвлекать внимание от основной темы собственных исследований и профессиональных планов. Мотивационное письмо должно связывать все элементы воедино, а не предлагать новые факты; подтверждать, а не перечислять информацию из резюме. Как мне кажется, досье должно быть целостным и представлять кандидата не только как способного студента, но и как личность, что важно для представителей французской культуры.

Одна из особенностей процесса подачи документов на стипендию французского правительства — прозрачность и открытость. Важно лишь уметь находить информацию о том, что нужно писать в мотивациях, на чем сделать акцент. Мотиваций нужно было написать много: отдельное мотивационное письмо (lettre de motivation), цели получения образования (objectifs de la formation), ожидаемые результаты (résultats attendus / valorization). На форуме франко-российских образовательных программ www.unifr.org на вопросы о том, что писать в каждой секции, неоднократно отвечали референты отдела стипендий и стипендиаты прошлых лет. Alliances Françaises различных регионов также выкладывали требования к соискателям и критерии оценки досье на стипендию, на основании которых можно было понять, как расставить акценты. Но на самом деле, важно помнить, что рекомендации бессильны, если у кандидата нет оригинального видения собственных целей, перспектив и возможностей для их реализации. А также немного везения, чтобы выбор пал именно на него.

На самом деле, сдать тесты и подготовить все документы на конкурс стипендий можно за несколько недель. Это всегда сочетание технического процесса сбора бумаг и творческого процесса создания цельной картины в собственном стиле, из собственных материалов и идей. Выиграть грант или стипендию реально, но за ними стоят не только несколько недель стипендиального «квеста», а еще и несколько лет работы над языками, знаниями и профессиональными навыками».

Андрей Кокорин, победитель национального этапа конкурса James Dyson Award 2012

«Я закончил Уральскую государственную архитектурно-художественную академию и сейчас занимаюсь промышленным дизайном. В 2012 году я принял участие в ежегодной премии James Dyson Award. Данный конкурс организован одним из самых известных изобретателей и инженеров, дизайнером и предприимчивым человеком, кумиром нашего времени для многих начинающих промышленных дизайнеров. Конкурс в первую очередь дает возможность представить всему миру собственный проект, афишировать его во многих изданиях, получить комментарии и оценку как профессионалов, так и людей, оценивающих продукт в качестве потребителей.

Для того чтобы принять участие, кандидатам необходимо спроектировать устройство, которое бы решало некую проблему. Если у вас есть яркие идеи, свое мнение, умение видеть проблемы, и вы знаете, как их решать, то этот конкурс для вас. Идея, с которой я участвовал в конкурсе, является проектным выходом моей дипломной работы. Началом ее формирования послужило исследование и поиск технологий. По своему опыту скажу, после данного этапа появляется множество идей. Главное — выбрать нужное, свежее направление, создать принципиально новый продукт, не забывая о том, что он должен решать проблемы. С самого первого этапа и до проектного выхода у меня прошло полгода.

«Каждое принятое решение — это этап проектирования. За неверным обязательно последует верное. Включайте воображение, как сказал Альберт Эйнштейн: «Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию»

Я участвовал с проектом инновационного лазерного устройства для нарезки продуктов питания BLITZ, основная цель которого — привить потребителям культуру быстрого, полезного, комфортного приготовления эстетически привлекательных кулинарных блюд. С помощью лазера прибор может быстро и бесшумно нарезать продукты любого вида. Была выбрана принципиально новая компоновка двигателя, внутренняя компоновка деталей и подвижных элементов. Скажу честно, в свою идею нужно влюбиться, тратить на нее 24 часа в сутки, находить ответы в самых простых вещах. Не пугаться тупиковых вариантов и решений. Каждое принятое решение — это этап проектирования. За неверным обязательно последует верное. Включайте воображение, как сказал Альберт Эйнштейн: «Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию».

Подать заявку на конкурс достаточно просто, необходимо желание и минимальное знание английского языка для заполнения заявки и описания проекта. Прежде всего, нужно зарегистрироваться на сайте и представить проект разработки в виде эскизов, схем конструктивного решения, видео, также можно загрузить прототип проекта. На мой взгляд, видеопрезентация наиболее полно раскрывает идею. Конкурс проводится каждый год и состоит из двух этапов: сначала проекты оценивают жюри страны участника, затем проект-победитель получает возможность представлять страну на международном финале в Англии. Денежные средства, полученные мною на конкурсе, оказались хорошим стимулом для доработки и реализации проекта в жизнь».