Два года назад в лаборатории Массачусетсского технологического института Media Lab под руководством профессора Пэтти Маис было разработано устройство, которое мгновенно визуализирует на окружающих объектах нужную информацию. С тех пор вопрос дополненной реальности волнует умы, и некоторые из них дошли до практического использования. Самое время разобраться с настоящим дополненной реальности.

Дополненная реальность – использование компьютеров для совмещения реального мира и данных, сгенерированных компьютером.

В интернете есть более-менее любая информация, но не всегда удобно лезть в него за ответом. Например, в супермаркете, мало кто при виде интересного ему товара достает мобильный и «гуглит», чтобы узнать о нем побольше — это долго. Прибор под рабочим названием Sixth Sense — позволяет быстро получать информацию обо всем, что находится рядом.

Прототип устройства состоит из карманного прожектора, камеры и зеркала.

За слаженную работу всех элементов отвечает мобильный телефон, который лучше поместить поблизости, например, в кармане. Предполагается, что Sixth Sense будет висеть на груди у человека.

Механизм работы следующий: камера распознает жесты человека, физические объекты, надписи и так далее. Прожектор проецирует информацию об объекте на поверхность, на которую смотрит человек.

Специальная программа в телефоне обрабатывает видео с камеры. К кончикам пальцев, тем временем, приклеены цветные маркеры — координатные метки. Sixth Sense считывает их при помощи компьютерного зрения — технологии, которая позволяет машинам смотреть на мир через камеры и реагировать на то, что они видят. Весь механизм был собран из имеющихся в свободной продаже частей и стоил 350 долларов. Sixth Sense работает на всех, более или менее плоских поверхностях, проецирует на стену, человеческую спину, собственную ладонь.

Игорь Гладкобородов, технический директор Теорий и Практик, говорит о Sixth Sense: «Для реализации этого продукта сейчас есть один большой барьер: окружающая среда должна быть специально подготовлена. На пальцах, на продуктах в магазине, на газете, везде должны быть специальные маркеры которые позволят компьютеру увидеть и идентифицировать объект, чтобы что-то с ним можно было делать».

Настоящее дополненной реальности

Устройство создал один из исследователей Media Lab [Пранав Мистри](http://en.wikipedia.org/wiki/Pranav_Mistry). Среди остальных его [изобретений](http://www.pranavmistry.com/): невидимая компьютеная мышь, ручка, которая рисует 3D, интерактивные самоклеящиеся стикеры.

Но пока «Шестое чувство» и другие революционные проекты в сфере дополненной реальности (типа бионических линз с микросхемами внутри) только разрабатываются до самостоятельных продуктов, можно использовать другие достижения этой технологии.

В рекламе

Если поднести вебкамеру к специальному коду, напечатанному на бумаге, то она его распознает, и на экране компьютера над этой бумагой возникнет задуманный разарботчиком кода объект. Передача информации потребителю таким способом пока не очень популярна в России. А на западе идею в этом году довели до книги рекордов Гинесса как самый большой проект по дополненной реальности. Архитекторы из фирмы Königsberger vannucchi architects в Бразилии своим клиентам будущие здания показывает не на макете, а в натуральную величину в том месте, где оно должно быть построено.

В мобильном телефоне

Есть приложения для смартфонов — браузеры дополненной реальности, которые позволяют, включив камеру, видеть экстра-информацию об окружающей инфраструктуре: какие кафе, парикмахерские, кинотеатры, отели, мебельные магазины есть вокруг. Таких браузеров, созданных для разных программных платформ, несколько, например: [Layar](http://www.layar.com/], Wikitude, junaio, mTrip, AlterGeo.

В сфере развлечений

Компания Vuzix выпустила видеоочки Wrap 920 AR, которые подсоединяются к телефону, компьютеру или игровой консоли. У них на стеклах есть камеры, которые записывают, что происходит вокруг и дополняют реальность в соответствии с этим. Можно посмотреть фильм в 3D, играть в игры (пульт прилагается), а также ходить в них по городу и видеть все близлежащие интересные пользователю места.

Сейчас шумиха вокруг технологии поутихла, что и должно было произойти. Существует кривая жизненного цикла любой новой технологии, которую построили аналитики из Gartner. Сначала, когда о технологии становится известно массам, происходит всплеск интереса к ней, она переживает пик популярности, затем, пока она развивается, общество к ней остывает, обращая внимание на что-то новое. Спустя время, которое у каждой технологии различно, она выходит на «плато продуктивности» и оправдывает те ожидания, которые к ней предъявлялись на пике популярности. Аналитики предполагают, что с дополненной реальностью это произойдет ближе к 2020 году.