В рубрике «Итоги года» преподаватели и студенты творческих школ и мастерских делятся с «Теориями и практиками» своими впечатлениями от учебного года. В этом выпуске — сценарный факультет «Московской школы кино».

«Честно говоря, я не ставил перед собой на этот год эфемерных задач, вроде «открыть третий глаз» или «объяснить студентам тонкую суть работы сценариста». При создании программы курса я уделял внимание структуре учебных модулей, их последовательности, ориентированности на конкретные практические навыки.

И в плане конкретных навыков и дисциплин — все получилось полезно и познавательно, прогресс был налицо у всех. Но неожиданно нам удались еще несколько вещей. Во-первых, большинство студентов поняли, что им необходимо еще учиться и учиться. Первый, самый низкий уровень компетентности — «неосознанная некомпетентность». Ты еще ничего толком не знаешь и не умеешь, но уверен, что это не так. Если человек остается на этом уровне — ужас-ужас. А вот второй (и очень сложный эмоционально) уровень — «осознанная некомпетентность». Но если не пройти через этот важный и нужный этап, роста не произойдет.

Во-вторых — похоже, что большинство ребят, поработав в сжатые сроки над своим первым полнометражным сценарием, наконец, поняли, что главный секрет сценарного мастерства никто от них не прячет. Что набор инструментов экранного повествования… не то чтобы прост, но в целом не хитроумен. И что фокус — в глубоком изучении этих инструментов, их принятии, их оттачивании, и трепетном к ним отношении. Я твержу об этом постоянно, но принять это на веру непросто. А вот когда в рамках учебы тебе приходится экранизировать роман Жюля Верна, то вдруг понимаешь, что разбор «Армагеддона» и «Индианы Джонса» в первом семестре был небесполезным, и что написание такого сценария требует мастерства — которым ты пока, как выяснилось, не обладаешь»

«Год был неплохим. Во-всяком случае, те задачи, которые мы ставили перед собой, мы, кажется, выполнили. Во всяком случае, в будущем году программа первого года для следующего курса останется практически без изменений. Сегодня конкуренция на рынке кинообразования очень высока — у многих киношкол есть свое уникальное предложение. Где-то студентам предлагается громкое имя вуза, где-то — громкое имя мастера. Где-то традиционно сильна теория. Мы считаем, что наше уникальное предложение — это ориентация на практику. С самых первых занятий мы пытаемся понять, какое место в индустрии может занять каждый наш студент. На первых занятиях важно избавиться от писательских блоков, научиться планировать свой график, научиться концентрироваться. Затем мы постепенно расширяем круг тем и жанров, много работаем со структурой сценария. Итог первого года — первый полнометражный сценарий , написанный нашими студентами».

«От Школы я ожидала совсем другого: надеялась в первую очередь на мотивационные пинки, а получила самую интересную учебу за всю жизнь. Главное, чему тут учат — постоянно писать. Это как наркотик — сначала ты боишься, поэтому делаешь это нечасто. А потом раз — и вот ты уже вовлечена в это каждый день, потому что тебя подсадили, потому что у тебя дедлайн. А когда дедлайны заканчиваются — ты уже без этого не можешь совсем. Самое яркое впечатление -– в первый раз вслух читать свой собственный текст при пока еще не знакомых людях и слушать их критику. А еще — когда твой собственный текст тебе зачитывают профессиональные актеры. Это то самое волшебство, когда тобой созданные персонажи — если созданы хорошо — оживают на глазах, встречаются, влюбляются, превращаются в зомби»