Выпускница студии «Образование как проект» института «Стрелка» Лия Сафина провела шестимесячное исследование о новых методиках, адаптивности образовательных программ и самоуправляемом обучении, логическим продолжением которого станет двухнедельный эксперимент во время летней программы. На «Теориях и практиках» в реальном времени будет публиковаться дневник проекта Liquid Strelka. Откуда берется внутреннее стремление к самостоятельности и какова оптимальная степень самостоятельности в учебном процессе? Первый выпуск — об одном из наиболее актуальных вопросов современного образования: тенденции к предоставлению студентам большей степени свободы.

Лев Выготский, один из главных исследователей обучения и когнитивного развития, еще в 20 веке вывел концепцию Зоны ближайшего развития — разницы между тем, что ученик может сделать сам, и для чего ему требуется помощь. Выготский выявил, что ребенок берет пример со взрослых и постепенно развивает способность выполнять определенные задачи своими силами.

Это приводит к созданию определенных ценностей, которые в английском языке обозначаются словом ownership. Оно связано с целым спектром эмоций и производных от чувства ответственности за нечто созданное самостоятельно. Многие исследователи, включая Малькома Ноулза, выделяли подобное главенство над собственным обучением как один из наиболее важных компонентов мотивации. К сожалению, далеко не во всех институтах принято давать обучающимся право проявить свой голос и, соответственно, осуществлять естественную мотивацию к получению знаний.

Но широко известны и успешные примеры совмещения административного контроля и студенческой свободы, которые крайне эффективно сказывались на образовательном процессе.

The New School — мобильность курсов и самостоятельный выбор тематики

Университет The New School всегда мог похвастаться необычной философией, которая сформировалась под влиянием его происхождения: отчасти это школа в изгнании, ведь многие ученые, которые нашли здесь свой дом, бежали из Европы во время Второй Мировой войны. Среди них был великий философ и педагог Джон Дьюи, который выступал против нацистского насилия над педагогикой. Неудивительно, что университет пропагандирует достаточно свободный взгляд на учебный план: студенты здесь самостоятельно формулируют направления исследований, а роль преподавателей состоит скорее в том, чтобы вдохновлять их на постоянные поиски и включать учащихся в реальный социальный контекст.

Практически все, кто преподает в The New School — практики, поэтому учебные курсы меняются до неузнаваемости каждый год, а то и совсем исчезают, чтобы уступить место совсем новым программам. Студенты часто работают над решением конкретных проблем, тем самым бросая вызов устоявшимся решениям и традициям.

Профессор направления медийных исследований (Media studies), Нитин Соуней, утверждает, что одним из главных аспектов самостоятельной работы являются исследовательские мета-лаборатории, не привязанные к курсам и выпускам, которые нацелены на оригинальные исследования. Например, студенты лаборатории социальных медиа разработали проекты для регионов Газы и Пакистана, вовлекая в процесс представителей maker-культуры и вдохновляясь своими собственными путешествиями. Выставки их работ демонстрировались по всем корпусам New School в Нью-Йорке, а отчеты получили широкую огласку, простимулировав запуск новых независимых проектов.

Школа Gallatin (Нью-Йорк) — свобода изобретать свою специальность

По признанию декана Сюзанны Вуффорд подход школы к образованию не менялся с самого ее основания: Gallatin всегда делал ставку на личность учащегося и его интересы.

Это отделение Нью-Йоркского университета специализируется на создании уникальных учебных планов и практикует индивидуализированный подход к студенту. Каждый учащийся самостоятельно собирает свою специальность из всех предложенных дисциплин — это напоминает сборку конструктора лего из различных деталей. Подобная модель приглянулась, например, актрисе Изабелле Росселини и вокалисту группы Grizzly bear Эду Дросту, которые были студентами этой школы.

В Gallatin каждому студенту назначается персональный куратор, который помогает ему определиться с набором курсов. Таким образом появляются, например, специалисты в направлении «основы права, политики и критической теории рас», «биология и этический маркетинг» и многие другие.

Профессор NYU Дэвид Мур утверждает, что для такого уровня осознанности собственных интересов требуется тщательная рефлексия и проработка целей и задач, что осуществляется далеко не всегда.

Каждую неделю в проекте Т&P «Учиться без учителей» будут публиковаться статьи, освещающие вопросы самостоятельности и стороннего контроля во время учебного процессса. Начиная с 26 июля, когда Liquid Strelka начнет свою работу, теоретические знания будут эмпирически проверяться в рамках занятий воркшопа. Т&P расскажет об этом опыте, а сам проект завершится выводами о том, какая степень самостоятельности оказалась оптимальной.

Записаться на курс.