«Теории и практики» уже [писали]((http://theoryandpractice.ru/posts/6999-prekrasnye-neudachniki-5-samykh-neozhidannykh-provalov-na-kickstarter) про самые интересные проекты, которые так и не смогли набрать нужные суммы на краудфандинговой платформе Kickstarter. Теперь поговорим о создателях тех проектов, что собрали деньги, но сразу после этого столкнулись с трудностями в реализации. Таких проектов было много, и все они в свою очередь вызывали пересуды о том, что Kickstarter изрядно хромает, когда дело доходит до отчетности. Ведь в основе платформы стоит формула взаимного доверия: пользователи ручаются пожертвовать проекту в случае его успеха определенную сумму денег, а создатели проекта в свою очередь обещают им за это разные классные штуки, от прототипов продуктов до ужинов в ресторанах за их счет. Ну и, само собой, довести до ума проект. Только вот все чаще выходит так, что деньги собраны, а отчета о тратах и вознаграждения за пожертвование пользователям никак не дождаться.

3D-принтеры — это, пожалуй, главные приборы десятилетия, о которых пока что большинство пользователей могут только мечтать. Брук Драмм, веб-дизайнер из Калифорнии придумал, как сделать их доступными для широкой аудитории и попросил на Kickstarter $25 000 для своего проекта Printrbot. Всем, кто пожертвует от $89 и выше, он пообещал подарить тот самый принтер. Но желающих печатать объемные предметы оказалось столько, что за месяц проект собрал больше $800 000. И Драмму тут же пришла весточка от налоговой службы: счет на $300 000. В интервью журналу Wired, Драмм признавался, что компания едва сводит концы с концами: денег почти не осталось, а принтеров еще предстоит разослать целую кучу. Но отодвинув срок вознаграждения на полгода, Printrbot все-таки сумели отблагодарить всех своих поручителей. Теперь компания вовсю торгует принтерами уже напрямую. Правда, в конце 2012 года Драмм решил еще раз испытать судьбу на Kickstarter и стал собирать деньги на проект детской версии 3D-принтера. Не получилось.

Казалось бы, что может быть проще: два бруклинских художника решили выпустить небольшой тираж крепких и удобных минималистичных стальных ручек. Собрать нужно было по меркам Kickstarter всего-ничего: $2500. Но, естественно, сразу нашлось безграничное число любителей простых вещей: в итоге проект собрал свыше $280 000 деньгами и около 6000 поручительских заказов на ручки вместо запланированных 50. Вместе с популярностью на ребят свалились и проблемы с законом: объявился человек, который называл себя владельцем копирайта на дизайн ручки. Когда эта проблема разрешилась при помощи дорогостоящих адвокатов и бруклинцы отправились на завод в Китай, выяснилось, что у производителя нет оборудования для того, чтобы ручки выпускать. Дальше были новые приключения: с другой мануфактурой опять не повезло, снова пришлось нанимать адвокатов, чтобы уладить дела. Что с проектом сейчас — до конца непонятно. Некоторые счастливые владельцы отписываются в комментариях о том, что ручку не только получили, но уже и истерли до дыр. А те, кто не получил, как-то затихли. Может быть, просто забыли? Хоть и дорогая, но все-таки ручка.

Музыкант Джош Дибб, он же Дикин из группы Animal Collective, собирал $25 000 на то, чтобы поехать в Мали и там бороться с рабством. За это Дибб обещал фанатам, например, компакт-диск и книгу, которые собирался выпустить в ограниченном количестве по следам поездки. Накануне нового 2010 года сумма была собрана. Спустя полтора года на странице проекта стали появляться первые комментарии сомневающихся: «Что же это, нас надули, получается?» Спустя два с половиной года Дибба стали обвинять в том, что он под прикрытием благих намерений просто организовал себе неплохие каникулы в Африке. Сейчас проект неумолимо движется к четвертой годовщине своего финансирования, но книги и диска нет и в помине. И хотя Диббс периодически отписывается в комментариях, все это больше похоже на отговорки: то пообещает показать отчет по тратам фонда по борьбе с рабством и забудет, то в очередной раз скажет, что книга уже вот-вот выйдет. Какое-то время пользователи даже робко спрашивали, не может ли Диббс вернуть им деньги, но, кажется, и тут отчаялись, теперь просто пишут: «Ну ты хоть на музыкальном фестивале Бонару хорошо сыграй, не подведи».

История Elevation Dock типична для Kickstarter: независимый дизайнер рассказал пользователем о своем видении простейшего предмета, в этом случае док-станции для iPhone, и получил в ответ шквал одобрительных отзывов и $1 500 000 вместо запрошенных $75 000. Естественно, создатели сразу же стали мучиться с обилием обещанных поручителям станций. Но это ягодки: почти одновременно с окончанием сбора средств для этого проекта Apple выпустил 5-ю модель iPhone с новым разъемом Lightning. То есть Elevation Dock мгновенно устарела. И тут один из поручителей, Майк Хеллерс, которому обесценившуюся док-станцию и свежий iPhone доставили с разницей в сутки, придумал, как выйти из положения. Вооружившись 3D-принтером, он за пару часов смоделировал и распечатал адаптер, который практически бесшовно устранил проблему разницы в разъемах. Дальше Хеллерс открыл свой онлайн-магазин, где начал продавать эти адаптеры другим «счастливым» обладателям Elevation Dock и помог более 12 тысячам пользователей спасти практически безнадежную вещь. Создатели Elevation Dock в итоге тоже создали адаптер, но у них на это ушел целый месяц.

Еще один музыкант, Аманда Палмер, вообще большая поклонница краудфандинга. До обращения на Kickstarter она нередко собирала деньги на свои проекты, продавая личные вещи, вплоть до вибраторов, при помощи твиттера. Поэтому когда она попросила $100 000 на финансирование новой пластинки, арт-альбома и концертного тура, привыкшие помогать Палмер фанаты отстегнули больше $1 миллиона. Это стало рекордом по музыкальным проектам на Kickstarter, и Палмер даже прилежно старалась прикинуть, как она эти богатства потратит на благое дело творчества. Увы, бухгалтер из нее вышел неважный, из-за чего на экс-члена Dresden Dolls посыпалась критика со стороны других музыкантов. Фанаты же терпеливо ждали результатов и даже дождались выпуска пластинки. Потом, правда, в сети появилось объявление о том, что для нового тура Палмер ищет себе музыкантов, согласных сыграть даром, и терпение лопнуло практически у всех. Пошел даже слух, что часть собранных денег пойдет в церковь Сайентологии. Но самые стойкие фанаты остались верны кумиру: говорят, что им материальное не так важно, как светлый субверсивный гений Аманды. Тем более что она вроде и музыкантам в конце концов заплатила, и обещанные поручителям пластинки и книги выслала.