Психолог и старший преподаватель Школы бизнеса Стерна Нью-Йоркского университета Адам Олтер уверен, что в то время, пока мы сосредоточены на повседневных делах, наш мозг обрабатывает огромное количество данных. Эта периферийная информация незаметно формирует наши мысли, чувства и действия — впоследствии определяющие всю нашу жизнь.

Погода и температура окружающей среды

Никого не удивишь тем, что солнечное тепло летом делает людей счастливыми, но погодные условия и температура оказывают и другие —более удивительные — эффекты на наше восприятие реальности. Дождливая погода делает нас более вдумчивыми — что, в свою очередь, улучшает нашу память. В одном исследовании в дождливые дни люди вспоминали внешние признаки магазина с большей точностью, чем в солнечные.

В более широком масштабе можно отметить, что фондовый рынок имеет тенденцию к росту в теплые и солнечные дни, а холодные и дождливые —провоцируют медлительность и краткие спады. Еще более удивительной, по-прежнему, является связь между изменениями погоды и различными несчастными случаями, самоубийствами, депрессиями и раздражительностью. Все это считается реакцией на изменения электрического состояния атмосферы.

Метафора между теплом и человеческой добротой — тоже больше, чем просто метафора. Как показывают последние исследования, люди находят более симпатичными незнакомцев, когда формируют свои первые впечатления, держа чашку горячего кофе в руках. Цепочка «тепло — доброта» распространяется и на социальную изоляцию, так как люди буквально чувствуют себя замерзшими в случае, если они переживают ситуацию исключения из группы.

Символы и образы

Городские пейзажи наполнены тысячами символов и образов, что невольно влияет на наши мысли и поведение. Люди, идентифицирующие себя по признаку христианства, как правило, ведут себя более честно, когда они видят распятие — даже если оно появляется в поле зрения не напрямую. Другой эксперимент показал, что христиане занижали мнение о себе, когда в комнате висел портрет бывшего Папы Римского Иоанна Павла II.

Положительный аспект состоит в том, что люди начинают мыслить более творчески, когда видят логотип Apple, или когда видят, как зажигается лампа накаливания. Оба образа — и логотип Apple, и зажигающаяся лампочка — связаны с творчеством. Эти глубоко укоренившиеся метафоры способны формировать поведение. Похожая ассоциативная логика подсказывает, что национальные флаги должны пробуждать чувство единства. Подтверждением может служить то, что левые и правые израильтяне противоположных политических взглядов были более доброжелательны друг к другу, когда в поле их зрения попадало изображение израильского флага. Кроме того, американцы более благоприятно реагировали на мусульман, когда их посадили перед флагом США.

Цвет

Цвет — повсеместная особенность окружающей среды. Впрочем, в повседневной реальности мы редко обращаем специальное внимание на цвета — только если они особенно яркие или противоречат нашим ожиданиям. Тем не менее, цвета обладают способностью формировать целый комплекс результатов. Приведу очевидный пример: мужчин чуть более привлекают женщины в красной одежде; тот же эффект относится и к женщинам, которых более привлекают мужчины, чьи фотографии они видят в красной рамке. Красный сигнализирует как о романтических намерениях, так и о доминировании среди младших видов. Эта же корелляция между красным и доминированием объясняет, почему спортивные команды, которые носят красное, являются более агрессивными на поле и в процессе игры стараются доминировать над спортивными командами в форме других цветов.

Также спортивные судьи засчитывают больше очков командам в красном, что отчасти объясняет, почему такие команды, как правило, превосходят команды в форме других цветов. Однако красный выгоден не всегда — мы ассоциируем красный с ошибками и опасностью, что делает нас осторожными и, в свою очередь, ограничивает наши творческие способности — хотя в то же время повышает внимание к деталям. Эти эффекты имеют твердую основу в биологии и психологии человека.