Профессор Оксфордского университета и член Лондонского королевского научного общества Дэвид Дойч рассказал в своей лекции на Digital October о новом способе познания, основанном на изучении не того, что уже происходит, а только может произойти.

«Наука должна заключаться в великом и бесконечном процессе поиска объяснения того, что представляет собой окружающий мир, и как он работает, — утверждает ученый. — Но на данный момент она зажата в очень тесных рамках и рассматривает все происходящее как последствие неких неизвестных начальных условий, обусловленных Большим взрывом, стечением конкретных обстоятельств и прикрученных к ним законов Ньютона».

К примеру, обладая информацией о местонахождении планеты и законами ее движения, мы можем предсказать, где эта планета будет находиться через год. Но мы не можем поместить ее в совершенно другие условия и представить, что с ней там будет происходить. После принятия одного из двух решений, второе навсегда останется непознанным, несуществующим и оттого — нерелевантным для науки. Поддается изучению лишь то, что свершилось в реальности и имеет материальную основу. Дойч в корне не согласен с таким положением дел. Поэтому он предлагает пользоваться конструкторами — объектами, которые осуществляет трансформацию, но при этом не меняются сами — как катализаторы в химии.

Вместо описания конструкторов, применимых к конкретным ситуациям, Дойч предлагает описывать их абстрактно. Таким образом, можно будет сосредоточится не на том, что может произойти в действительности, а на том, что вообще разрешено законами физики. При помощи конструкторов он предлагает описывать законы, которые пока что не находят себе места в доминирующей теории, но могут помочь нам лучше объяснить работу Вселенной. Ученый считает, что часто форма объяснения проблемы должна быть обусловлена самой проблемой.

«Знание — само по себе конструктор, независимо от того, откуда, но происходит: из головы ли, из книг, из компьютера. Поэтому теория конструктора — это еще история о том, как может быть создано и применено знание. И это делает людей, как творцов знания, центром моей теории. В доминирующей концепции эта мысль так и осталась где-то на задворках», — рассказал профессор.

Интервью Дэвида Дойча «Теориям и практикам» читайте на следующей неделе.