3 августа в Гуманитарном центре «Пунктум» историк философии Борис Подорога расскажет о мировоззренческих корнях идеологии немецкого нацизма. Организаторы лекции рассказали T&P о том, почему стоит пойти послушать эту лекцию.

Дарья Дмитриева, Валерия Косякова, сооснователи «Пунктума»

«Нет более простого желания, чем желание быть правым и более страшной уверенности, чем уверенность в своей правоте. Любое насилие — лишь последствие этой уверенности. А философия становится выбором, который утверждает право и дает основание насилию. К такому выводу подталкивает вся рефлексия над произошедшим в Германии, поэтому постмодернисты, например, предлагали отказ от философии и литературы, чтобы снова не попасться в ловушку утверждения. Скажи нет культуре и, может быть, все останутся живы. Но это тоже ложь. Потому что человеческое (слишком человеческое) желание утверждать себя не может быть искоренено. И снова кто-то, молодой и злой или старый и несчастный, хочет быть прав. И поэтому нацизм может повторяться снова и снова. Так, может, стоит задаться вопросом, воля к правоте — свойство ли это человека на базовом антропологическом уровне или результат культуры?

Моральный выбор в пользу насилия, как и любой другой моральный выбор, проявляет человеческое в человеке, а отказ от него нарушает эту связку, поэтому насилие логично, и выбор его существует в истории. И более того, он регулярно оправдывается философией, как на уровне идеологии, так и на уровне комментария».

Борис Подорога, историк философии

«Спросим себя: является ли для нас прошлое проблемой? Наверняка каждый ответит, что да. Тогда признаем, что наше прошлое связано с историей, ведь мы живем среди людей, испытываем на себе воздействие культуры и социума. Мир людей, нас окружающий, несет в себе следы минувшего. Оно живет в нашем настоящем. Оно позволяет понимать настоящее. Можно ли найти иное историческое событие, которое было бы менее актуальным для самосознания современных людей, нежели Холокост, вторая мировая война и имперская диктатура Третьего Рейха? Экономические, политические, мировоззренческие, философские, эстетические сферы жизнедеятельности человека: во всех них со времен осуждения нацистского режима произошли настолько глубокие и фундаментальные изменения, что их даже зачастую сравнивают по силе и масштабу с переходом от кочевого образа жизни к аграрному около восьми тысяч лет назад, повлекшие за собой формирование первых цивилизованных сообществ. По признанию большинства современных философов, проблема нацизма обнаруживает пределы исторического прошлого, указывая на вступление человека в новый, еще неизведанный мир. А он и есть наше время, в котором мы живем сегодня».