Cейчас любому, кто решит выяснить отношения с обидчиком в драке, будет грозить уголовное наказание: современные законы не терпят самосуда. Эта норма, кажущаяся сейчас естественной и цивилизованной, прижилась в обществе не сразу — издавна люди считали своим правом самостоятельно мстить обидчикам. Простое разрешение споров с помощью силы существовало всегда, но в XVI веке появилась и особая, ритуализированная форма отстаивания чести вне рамок закона — дуэль.

Драка по правилам

Дуэль принципиально отличается от драки: оскорбленное лицо извещает противника о намерении сражаться и дает ему возможность защищаться. Участники договариваются, каким оружием они будут пользоваться и при каких условиях инцидент будет считаться исчерпанным. И обязуются соблюдать определенные правила ведения боя. Зачастую для организации действа привлекаются помощники — секунданты.

Непременным атрибутом дуэли является официальный вызов, письменный или устный. Кстати, самая знаменитая его форма — бросание перчатки под ноги или в лицо — дань средневековому ритуалу посвящения в рыцари. Будущему рыцарю давали пощечину — считалось, что это последнее оскорбление, на которое он может не отвечать. Да и секунданты, присутствовавшие на дуэлях, по функциям походили на оруженосцев древности, но, главное, следили за соблюдением правил. Впрочем, порой они увлекались настолько, что сами завязывали бой с секундантами противоположной стороны.

Дуэли произошли от судебных поединков, проводившихся по всей Европе с VI века. Если после допроса свидетелей установить истину не удавалось, противоборствующие стороны продолжали отстаивать свою точку зрения с оружием в руках. Считалось, что Господь поможет правому. Необязательно было участвовать в поединке самому — женщины, старики и дети могли выставить вместо себя наемного бойца. Победитель автоматически одерживал верх в судебном разбирательстве. Поединок происходил в присутствии представителей власти.

Просуществовав около тысячелетия, такой обычай канул в Лету. В ту же самую эпоху, приблизительно в XVI столетии, популярность начали набирать дуэли. Но, несмотря на прямое наследование традиции, дуэли существенно отличались от судебных поединков: они были вне закона.

Опасное поветрие

Обычай решать споры со шпагой возник в Средиземноморье: французские солдаты, воевавшие в Италии в XVI веке, заимствовали эту традицию у местных дворян. А после Тридцатилетней войны (1618—1648), в которую было вовлечено множество стран, дуэли, как дурная болезнь, распространились по всей Европе. Со временем, вместе с колонизаторами, дуэль перебралась через океан в Новый Свет. Способствовало «дуэльному поветрию» и книгопечатание: авторы специальных учебников посвящали в тонкости кровавой науки всех желающих.

Церковь, неприязненно относившаяся к судебным поединкам, еще жестче осудила дуэли, как проявление двух смертных грехов — гнева и гордыни. А с точки зрения светских правителей, дуэлянты узурпировали функции законной власти. И в довершение всего в результате дуэлей катастрофически сокращалась численность элиты — кто же будет защищать страну и помогать в управлении ей?

Но для самих дуэлянтов ритуализированный поединок был, прежде всего, неотъемлемым правом. Он демонстрировал принадлежность к избранному кругу и наличие дворянской чести, которую можно и нужно было защищать с оружием в руках.

Смерть как привилегия

На дуэлях сражалось только благородное сословие — те, на кого когда-то была возложена обязанность защищать общество (пока другие его члены молились или трудились) и кто пользовался привилегией носить оружие. У простолюдинов, по определению, чести не было (как и надлежащего оружия), поэтому свои споры они могли решать, обменявшись тумаками, или, в более серьезных случаях, обратившись за правосудием к сеньору.

Аристократы не снисходили к поединкам с теми, кого считали недостаточно благородными. Впрочем, у них хватало противников и среди равных — дуэли вошли в моду. Пик поединков пришелся на рубеж XVI—XVII веков. За это время в одной лишь Франции, улаживая споры чести, погибло до 8 000 дворян — больше, чем в кровопролитных религиозных войнах XVI столетия.

Такое число жертв отчасти объясняется тем, что от дуэли было сложно отказаться. Не пожелавшего драться могли заподозрить в трусости, и его репутация была бы навсегда запятнана. Особую роль получение сатисфакции играло в армии — офицер, отклонивший поединок, оскорблял не только собственную, но и полковую честь и мог быть разжалован или изгнан из полка.

Нетипичные дуэлянты

На прерогативу мужчин-аристократов защищать свою честь довольно рано покусились представительницы прекрасного пола. Актриса и певица Жюли д’Обинье, (1670—1707), известная под именем мадемуазель де Мопен, прославилась не столько сценическими талантами, сколько взрывным темпераментом, авантюрами и прекрасным владением шпагой, которую она без раздумий применяла против неугодных ей лиц.

Широко известен поединок между графиней де Полиньяк и маркизой де Нель, влюбленных в маршала Ришелье, потомка великого кардинала. В 1718 году дамы стрелялись в Булонском лесу. Полиньяк ранила соперницу в ухо, и этим поединок закончился. Впрочем, сердце Ришелье не досталось ни одной из соперниц.

Исследуйте нюансы дуэли, кликая на выделенные красным объекты

Истории известны и другие курьезы. Например, заядлым дуэлянтом был один английский священник, преподобный Генри Дадли (1745—1824). Этот патер писал статьи в популярные газеты, участвовал в боксерских поединках и кулачных боях, и, по крайней мере, трижды дрался на дуэли.

С конца XVIII века право на аристократическую дуэль получили буржуа: так новые элиты пытались доказать свое благородство. В XIX столетии дуэли, часто завершавшиеся выстрелами в воздух, стали чрезвычайно популярны среди политиков: таким способом они обычно выпускали пар, спасая репутацию, и при этом не нанося урона здоровью.

Закат дуэльной эпохи

Представители государства отчаянно боролись с дуэлями. Например, во Франции в XVII веке вышло около двух десятков эдиктов против дуэлей. Дуэлянтам грозили лишением имущества, благородного звания и даже вечной жизни — их запрещалось хоронить по христианскому обычаю. Однако строгость законов компенсировалась их неисполнением, и сами короли возвращали одной рукой то, что забирали другой. Так, Генрих IV (1589—1610) за 20 лет правления помиловал около 6 000 дуэлянтов, Людовик XIV за тот же период — около 7 000, в среднем, по одному прощенному в день. Запрещали дуэли и в дальнейшем. Но законодатели сами принадлежали к благородному сословию и, в конце концов, были воспитаны на тех же представлениях о чести, что и дуэлянты.

Поэтому королевские запреты, церковные проповеди и сочинения моралистов против дуэлей долгое время не приносили плодов. Дуэли процветали вплоть до конца XVIII века. Затем наметился определенный спад. Важным фактором здесь стало отмирание обычая носить при себе оружие, ведь когда на боку не болтается шпага, остается время подумать и уладить ссору мирно. Все чаще ареной для отстаивания чести становился не пустырь, скрытый от глаз случайных свидетелей, а суд. Любопытно также, что спад популярности дуэлей в Англии удивительным образом совпал со снижением потребления алкоголя.

Между тем в Англии XIX века вернулась мода на все средневековое, и дуэль как символ рыцарской доблести завоевала новых поклонников. Во Франции дуэль обрела второе дыхание после франко-прусской войны 1870—1871 годов, когда начался бум фехтования. В Германии XIХ — начала XX веков поединки были популярны благодаря милитаристскому духу, господствовавшему в обществе, а также особой студенческой традиции драться на так называемых «мензурах» — фехтовальных матчах.

Но никакая мода не бывает вечной. В Англии дуэли стали терять популярность с середины XIX столетия, в Соединенных Штатах Америки таким рубежом послужила Гражданская война 1861—1865 годов, а в Европе дуэли практически прекратились после Первой мировой войны — оставив, впрочем, романтический след в культуре.

Скачать приложение в AppStore.

Скачать приложение в Google Play.

Скачать приложение в Amazon.

Узнать больше о NARR8.