Психолог и профессор маркетинга Адам Алтер рассказал в колонке The New York Times о том, как сильно окружение влияет на поступки человека. T&P выделили в его рассказе самое главное.

В начале 70-х группа исследователей провела эксперимент с письмами, раскиданными около почтовых ящиков: они были расставлены рядом с двумя студенческими общежитиями. В одном из них жило небольшое количество студентов — они вернули в почтовый ящик почти все «оброненные» письма. Во втором общежитии всегда находилось много жильцов, студенческая жизнь проходила крайне активно. Только шесть из десяти писем рядом с таким кампусом дошли бы до адресата — на них не обращали внимания с куда большей легкостью, чем в первом случае. При этом, во время опроса отдельной группы студентов — 95% из них, указали на то, что вернули бы письмо в ящик вне зависимости от того, где бы они жили.

Иногда людям кажется, что они полностью контролируют свое поведение и проявляют те или иные стороны своего характера соразмерно ситуации и здравому смыслу. На самом же деле мы мимикрируем, подстраивая свое поведение под условия окружающей среды. Мы не осознаем этого влияния, поэтому с ним так сложно бороться.

Когда человек думает, что за ним наблюдают, он ведет себя более честно. Так, в студенческой столовой с доверительной системой оплаты за чай и кофе платило больше студентов, если на прейскуранте была нарисована пара глаз, чем если на нем были изображены цветы — этот эксперимент проводился в университете Ньюкасла.

В 2000 году строительные подрядчики в шотландском Глазго решили осветить непрезентабельные районы города при помощи синих фонарей, чтобы сделать их более привлекательными. Удивительным образом это повлияло на уровень преступности — он начал снижаться.

В 2005 году префектура города Нара в Японии повторила этот опыт. В местах, подсвеченных синим цветом, значительно снижалась преступность, количество суицидов и объем мусора на улицах. Синие огни напоминали полицейские сирены. Люди не переставали чувствовать, что полиция где-то рядом, следит за ними.

Когда человек думает, что за ним наблюдают, он ведет себя более честно. Так, в студенческой столовой с доверительной системой оплаты за чай и кофе платило больше студентов, если на прейскуранте была нарисована пара глаз, чем если на нем были изображены цветы — этот эксперимент проводился в университете Ньюкасла. А исследование в английском регионе Уэст-Мидлендс показало, что большие плакаты с парой напряженно следящих глаз снижают городской уровень преступности. Схожий эффект также обеспечивается зеркальными поверхностями.

Широко известна теория, согласно которой множество разбитых окон создают атмосферу, способствующую асоциальному поведению, а мусор на улице порождает еще большее количество мусора — это было не один раз подтверждено экспериментами. На самом деле, у человека нет универсальной модели поведения, в разных условиях он склонен принимать разные, иногда противоположные друг другу решения. Даже если при этом он просто переходит из одного квартала в другой.