Каждые две недели T&P будут выбрать 5 фильмов, которые помогут родителям утолить интерес своих детей к самым разным областям — от физики и химии до поэзии и истории искусства. Первый выпуск — о путешествиях во времени.

Первая часть трилогии про Марти Макфлая и Дока Брауна не может не попасть на первое место в списке — и не только потому, что это одна из лучших комедий в истории кинематографа. Хотя принцип работы «флуктуатора», обеспечивающего перемещения между 1985-м и 1955 годами, в фильме никак не обговаривается, здесь подробно разобраны парадоксы, с которыми ассоциируются путешествия во времени у каждого из нас: использование информации из будущего в не самых добрых целях, несоответствие уровня развития технологий, опасность необратимого изменения временной стрелы и так далее. Посмотрев фильм, ребенок может не только получить определение понятия «машина времени», но и осознать всю моральную неоднозначность прыжков из настоящего в прошлое. И все это на примерах из жизни американских школьников из 1950-х — как тут не проникнуться.

Трогательный мультсериал канала Cartoon Network о сироте из XXI века, которого воспитывают мужлан с бластером по имени Бак Таддрасселл и эстетствующий робот Ларри 3000, которого озвучивает кумир детей и взрослых Марк Хэмилл — он же Люк Скайуокер. Бак и Ларри работают в далеком будущем своеобразной полицией времени: их задача — исправлять отклонения в истории, которую как раз отлично знает вышеупомянутый сирота Отто. В каждой серии пародируются известные исторические личности — от Клеопатры до Авраама Линкольна, Отто сыплет энциклопедизмами — в общем, хороший способ заинтересовать второклашку историей (пусть она и приукрашена, но по сути все изложено верно). Особенно ценна идея о том, что школьник может повлиять на мир взрослых при помощи собственной эрудиции. Русский перевод, увы, найти непросто, впрочем, здешний английский не слишком сложен.

«Машина времени». США, 2002


Свежая киноверсия одного из двух главных романов о путешествиях во времени (второй — марктвеновский «Янки из Коннектикута при дворе Короля Артура», хоть его едва ли можно назвать научной фантастикой). Многие исследователи творчества Герберта Уэллса, автора термина «машина времени», уверены, что под видом главного героя, совершающего подвиги в далеком будущем, Уэллс вывел самого себя, и экранизация с австралийской звездой Гаем Пирсом в главной роли придерживается того же мнения. Фильм, снятый правнуком великого писателя, собрал не самые хорошие отзывы, но, несмотря на это, остается самой доступной для детей интерпретацией Уэллса. Экранизация не так кровожадна, как многочисленные версии «Человека-невидимки» и «Войны миров», — пятикласснику показать точно можно.

Диснеевский ситком, выведший в люди сразу нескольких актеров-тинейджеров. Семья путешественников во времени прибывают в Калифорнию-2004 из 2121 года. Особенно интересны предсказания о будущем — отчасти комические, отчасти основанные на динамике развития разных отраслей экономики: к примеру, в XXII веке становится бесценной алюминиевая фольга. Члены семьи стараются приспособиться к реалиям нашего времени, но не всегда успешно: например, мать регулярно готовит что-то несъедобное, потому что в будущем вся еда распыляется из баллончиков. Так можно донести до ребенка идею о том, что беречь природу надо не только, чтобы воздух оставался чистым, а вода — прозрачной, но и чтобы есть что-то свежее, а не аэрозольные штуки и таблетки.

История про Колю, Алису, Весельчака У и Крыса, миелофон и биоробота Вертера для нынешнего поколения детей представляет скорее музейный интерес: просмотр советского мини-сериала — это возможность увидеть во всей красе футуризм восьмидесятых. Телепортирующие автобусы, пионеры, запускающие спутники в качестве домашнего задания, модельного вида андроиды в костюмах со складочками. Все это чудесные образцы ретрофутуризма, позволяющие изучить эту сверхпопулярную историю как образец альтернативной реальности, в которой СССР существует и века спустя. Кино про Алису теперь еще и стало историческим источником советской повседневности: школьная форма, вопросы закупки кефира при помощи авоськи и другая трогательная бытовая ерунда — повод обсудить, почему в восьмидесятых будущее рисовалось именно таким.