В российских школах хотят вернуть форму и даже ввести дресс-код для учителей. В обсуждение инициативы мгновенно включились родители, обуреваемые отнюдь не ностальгическими воспоминаниями, политики, связывающие с формой утопические мечты о всеобщем равенстве и другие неравнодушные. Закон еще не принят, и все же большинство образовательных учреждений вводят элементы формы и просят родителей одевать детей не по собственному усмотрению, а согласно правилам — никаких узоров, ярких цветов и джинсов. Накануне нового учебного года T&P попросили главного редактора журнала «Теория моды» Людмилу Альбьеву рассказать краткую историю школьной формы.

Униформа от Бога

Самым ранним видом единообразной одежды, призванной подчеркнуть принадлежность к группе, были облачения представителей религиозных орденов (францисканцев, бенедиктинцев). Позднее к монахам присоединились военные. В XVII веке во Франции произошли изменения в военной тактике и единое обмундирование позволяло быстро опознать воюющие стороны, отделить своих от чужих, а также способствовало, как утверждали военачальники, улучшению дисциплины среди подчиненных.

Вообще любая одежда, будь то удобные джинсы или стесняющее движение платье, пышная юбка или узкие брюки-дудочки, диктует нам и нашему телу определенное поведение. Униформа, как отдельный вид костюма, благодаря специфическому крою, служит инструментом формирования телосложения и выправки, а также помогает управлять людьми, превращая каждого отдельного солдата в часть одинаково одетого целого, объединенного общей задачей.

Толчок к появлению школьной формы возник в результате развития и совершенствования церковной и военной одежды. Самый первый опыт в этой сфере был предпринят в Англии в XVI веке, где в благотворительном «Приюте Христа» ввели обязательный для каждого воспитанника синий мундир, который должен был способствовать воспитанию смиренных мальчиков. С момента своего появления школьная форма считалась идеальным орудием дисциплинирования. Переодевание ребенка в форму означало его попадание в особое пространство, в котором действуют жесткие правила и запреты.

Фартук равенства

В России форма была введена в конце XVIII века: мундир (за образец был взят военный мундир) для мальчиков и коричневое («кофейное») платье с черным — повседневным или белым — парадным фартуком для девочек.

В 1918 году декрет Совета народных комиссаров, впервые вводивший в стране всеобщее обучение, упразднил форму — во многом по причине бедности населения (дети ходили в школу в том, что было). Советская школьная форма появилась в 1949 году, спустя четыре года после войны, когда была худо-бедно восстановлена текстильная и швейная промышленность, которая должна была обеспечить миллионы школьников форменной одеждой. «Новая» форма оказалась еще не очень хорошо забытой вариацией на тему дореволюционной гимназической: гимнастерки и фуражки для мальчиков и все те же коричневые платья с белыми и черными фартуками для девочек.

Любопытно, что форма мальчиков не раз менялась, следуя за политическими изменениями в стране, в то время как форма для девочек оставалась без изменений в течение 40 лет: так, в хрущевскую оттепель на смену сталинскому военизированному варианту пришли мешковатые пиджачные костюмы серого цвета, а 10 лет спустя они были заменены на синюю форму спортивного покроя с курточкой для младшей и средней школы и пиджаком для старшеклассников. В начале 1990-х обязательная и единая для всех форма оказалась в опале и покинула школьные стены.

Школьный дресс-код

Современное бытование школьной формы подчинено очень простой логике: в демократических странах, вроде Великобритании, Дании, Франции и США, обязательной формы просто-напросто нет. Она принята в отдельных школах, преимущественно частных, как знак корпоративной принадлежности, в остальных случаях дети в большинстве своем носят джинсы, которые и практичнее (стирать их можно бесконечно), и удобнее (бегать в них во время перемен гораздо сподручнее, чем в сковывающих движение пиджаках) и уж точно демократичнее любых других видов одежды.

В таких странах, как Австралия, Чили, Гонконг, Израиль, Китай, ЮАР, Сингапур, Турция, в большинстве школ форма обязательна, но виды ее варьируются в разных учебных заведениях. В Германии и Италии в некоторых школах дети носят форму, но при этом формой ее стараются не называть из-за возможных милитаристских ассоциаций. Обязательная форма, ставшая по-настоящему культовой (знаменитая «сейлор-фуку», матроска, в которую одеты героини мультипликационного сериала «Сейлор Мун»), введена и в Японии, но опять-таки в каждой школе существуют свои варианты форменного костюма.

С другой стороны, в таких странах, как Нигерия, Бирма и Гана, введена форма единого государственного образца. Пополним ли мы этот список, покажет ближайшее будущее. Сомнительно, правда, что возвращение формы приведет к возрождению отечественной легкой промышленности или волшебным образом скажется на дисциплине или успеваемости российских школьников и уж совсем с трудом верится, чтобы очередное «оформление» упразднило имущественное неравенство в школьных коридорах. Кроме того, не стоит забывать про «тайную» неформальную жизнь школьной формы, которая в умелых руках ученика нарушает любые уставы и оборачивается своим бунтарским alter ego, не сводимым к количеству пуговиц, складок и карманов на юбке или пиджаке.