Искусствовед, философ и киновед Михаил Ямпольский на лекции в Московской школе нового кино рассказал об антропологии человеческого образа в контексте архива и индивидуации и его феноменологических флуктуациях на экране. T&P выбрали из его выступления самые главные тезисы.

Антропология изображения человека

Человек, в отличие от животного, является проблематичным существом для изображения на экране — и проблема эта встает перед любым кинематографистом. Еще греки задавались вопросом, как явить себя так, чтобы не испытывать стыда. Стыд возникает при переходе от всеобщего к единичному, к индивидуальному изображению человека. Любовь, например, позволяет осуществлять медиацию между всеобщим и единичным: во время акта любви мы не испытываем стыда, но сразу после, как только возвращаемся к единичному, приходит и стыд. В этом контексте интересна антропология человеческого образа в порнографии с ее рисованием второго лица на лице, маски всеобщего, стирающей конкретные индивидуальные черты.

История видимого человека

В Древней Греции искусство следовало по платонической линии с ее идеями и идеалами красоты, в человеческом образе запечатлевая идеальные архетипы вместо конкретных индивидуальных черт. Видимый человек впервые появляется в римском портрете, для создания которого использовались погребальные маски. Воск, по мнению Ямпольского, является прямым предшественником кино, поскольку дал возможность механического воспроизведения частей тела человека. Только миметическое изображение человека способно создать его видимый образ, так как этот антиплатонический подход исключает идеальное, вневременное и дает доступ к новому.

Идентичность человека, за редким исключением вроде королевского портрета, не была связана со внешним обликом и визуальным сходством вплоть до XIX века. Видимый человек появляется благодаря фотографии.

Индивидуальность и индивидуация

Благодаря фотографии в XIX веке на фоне механического воспроизведения возникает архив: идея состоит в том, чтобы установить единообразие, тип. Индивидуальность — это позитивный перечень каких-то характеристик, определяющих человека. Начиная с XIX века, индивид возникает через дифференциацию внутри типа как результат выделения. Индивидуация — иная антропологическая форма выявления индивида в массовом обществе, связанном с массовым воспроизводством; это бесконечный процесс выделения черт из общей массы.

В настоящее время мы можем наблюдать исчезновение индивида в бесконечном накоплении архива, а увеличивающееся качество фотографии вводит микроидентичности, не укладывающиеся в смысловые гештальты. Современная фотография так сильно наращивает свою индексальность, что становится явлением природы.