24 апреля в DI Telegraph​ пройдет One Day as MBA — День открытых дверей IE Business School​, во время которого преподаватели одной из лучших MBA-школ в Европе расскажут о лучших практиках международного бизнес-образования и карьеры. В преддверии события T&P попросили успешных студентов и выпускников программ MBA рассказать о том, кому и зачем нужна ученая степень в деловом администрировании.

«Вам хочется общаться с новыми друзьями, ходить в Прадо, на «Реал Мадрид», бой быков и фламенко»

Ольга Латанова

выпускница одногодичной программы full-time International MBA в IE Business School в Мадриде

«Все говорят, что начинать готовиться лучше заранее, и это правильно. Лучше в спокойном режиме сдать GMAT и TOEFL, держа в уме их срок годности. Тогда вы спокойно будете выбирать школу и писать вступительные эссе, что отнимает массу времени. У меня все вышло напряженно, не советую давать себе на поступление полгода. Я приняла решение о поступлении летом 2013 года, поступила в мае 2014-го. За это время прошла подготовительные курсы TOEFL и GMAT в MBA Consult в Москве, сдала TOEFL в октябре, а GMAT — в декабре и феврале (первый результат не устроил). Параллельно нужно было выбирать из множества школ и отслеживать их дедлайны, а также писать эссе.

Курсы подготовки к TOEFL и GMAT, по-моему мнению, полезны. Они дисциплинируют. Что касается GMAT, в принципе, вся информация об экзамене, советы, пробные задачи есть на портале gmatclub.com. Но на курсах информация систематизирована, курс хорошо дополнять изучением портала. Рекомендую скачать приложение GMAT Toolkit с пробными задачами (информация есть на сайте), оно оказалось очень полезным при решении задач на Sentence Correction и Critical Thinking, можно тренироваться в метро, в очередях, перед сном в кровати: там удобный таймер и разбор решений. Еще я пользовалась бесплатными видео на YouTube для разбора определенного типа задач/заданий.

Все школы при поступлении требуют написать несколько эссе (обычно от трех до восьми). Для начала желательно изучить, как школа формулирует свои ценности, которые должны проходить красной нитью через ваши сочинения. У эссе должна быть четкая структура (есть много рекомендаций на эту тему в сети). Дайте прочитать их своим коллегам и друзьям — взгляд со стороны очень полезен, а когда эссе почти готово, постарайтесь отдать его на вычитку знакомому носителю языка. Имейте в виду, что все люди заняты, и даже если они очень хорошо к вам относятся, им трудно будет прочитать и дать качественные комментарии на все ваши эссе, поэтому заранее постарайтесь заручиться поддержкой нескольких хороших знакомых и распределите эссе между ними. Написание качественных эссе занимает много времени и моральных сил (требуется осмысление себя и своих достижений), сделать это за один присест, вроде «напишу за выходные», нереально. Если вы работаете, рассчитывайте на три-четыре недели. Если вы подаетесь в несколько школ, то закладывайте еще больше. Некоторые эссе перекликаются, но есть и специфичные.

При выборе школы я ориентировалась на три основных момента:

1) Рейтинг и репутация школы. На мой взгляд, нужно выбирать школу как минимум из лучшей двадцатки, а лучше — десятки. Это залог качества образования и признания среди будущих работодателей.

2) Страна и местоположение. Мне хотелось быть в столице, а не в маленьком городке, это во-первых. А также желательно испытывать если не любовь, то интерес к стране, ее культуре, народу, поскольку нужно будет в любом случае интегрироваться в общество.

3) Решите, сколько времени вы готовы посвятить учебе. Есть годовые, полуторагодовые и классические двухлетние программы. Здесь есть один важный момент: с одной стороны, годовые программы дешевле, с другой — у вас намного меньше времени на поиск работы, и высока вероятность, что после окончания учебы вы будете искать работу от нескольких месяцев до года и вам на что-то надо будет в это время жить. В течение второго года классических двухгодовых программ вы, как правило, получаете оффер еще до окончания учебы. Так что прибавьте сумму на проживание во время поиска работы к своим инвестициям.

При выборе школы стоит принять во внимание и другие факторы: средний возраст студентов, откуда они (например, большинство американских школ — пожалуй, за исключением топ-5, будут на 60–70% состоять из американцев, а остальные будут тоже почти американцы — давние или недавние с двумя паспортами), специализация школы (например, IE фокусируется на предпринимательстве), с какими работодателями школа активно сотрудничает (например, INSEAD — кузница кадров для McKinsey и в целом для консалтинга). Естественно, легче будет найти работу в стране, где школа находится. То есть если вы уже более-менее точно знаете, где хотите работать, рассматривайте в первую очередь школы в этой стране.

Подавайтесь на стипендию. Это реально! Надо будет выбрать правильную стипендию, посоветуйтесь с менеджерами программы, напишите эссе — и вперед! Я, например, получила стипендию 8 тысяч евро, которая пошла в оплату за обучение. Подавайте на кредит. Это тоже реально! Я получила кредит на часть обучения (25 %) от испанского банка под 4,25 % годовых в евро. Рассматривали долго, но оформляли очень быстро. Есть более дорогие кредиты от посредников, которые специализируются на кредитовании MBA, но там ставки от 10 %. На мой взгляд, это того не стоит, но ситуации бывают разные. Чтобы найти хорошее жилье, я бы посоветовала искать уже на месте. Тогда вы найдете то, что подходит именно вам, и по нормальной цене. Следует приехать заранее, поселиться на несколько недель по Airbnb и искать на месте через агентства или напрямую. Пообщайтесь, поспрашивайте, обычно освобождается много квартир после очередного выпуска.

Учеба построена таким образом, что она заставляет вас работать в команде/группе (обычно из семи человек) и взаимодействовать при выполнении групповых проектов, а они есть по каждому предмету. Причем вы будете работать с теми людьми, которые есть, а не кого вы себе подобрали. Если вы не взаимодействуете, результата не будет. Вы учитесь понимать, кто есть кто, использовать сильные стороны людей, учитывать слабые. Это формирует важные навыки для будущего менеджера, который должен управлять. Я очень многому научилась, анализируя динамику группы, наблюдая за другими и за собой. В конце учебы получалось даже проводить небольшие эксперименты. Это важнее любых теоретических знаний.

Time management — это очень важно в современном бизнесе. MBA — это один сплошной курс по time management. Каждый день вам нужно читать не менее 50 листов A4, что-то считать/решать, встречаться с группой по проектам. Каждый день в школе идут дополнительные семинары, конференции, встречи с компаниями, нетворкинговые мероприятия, встречи клубов. А еще вам хочется общаться с новыми друзьями, пробовать кухни стран мира в многочисленных ресторанах с вашими одноклассниками из этих стран, отрываться в клубе в пятницу после тяжелой недели, заниматься спортом, ходить в Прадо, на «Реал Мадрид», бой быков, фламенко, посетить древнюю столицу Испании Толедо, увидеть римский акведук в Сеговии, съездить в дегустационный винный тур в Риоху, впервые встать на серф в Сантандере. И напоследок несколько советов:

— Живите рядом со школой, чтобы быть в центре событий. Как вы поняли, большая и самая важная часть вашей учебы — это общение, отношения. Это ваши инвестиции в будущее.

— Отслеживайте события за пределами curriculum — как профессиональные, так и социальные. Это сделает ваше обучение незабываемым, вы узнаете намного больше людей.

— Тратьте время на общение: вы можете встретить настоящих друзей. Проблема MBA в том, что из-за нагрузки ваш круг общения ограничен, поэтому надо выходить за пределы потока, группы, а для этого я пропагандирую участие в как можно больших extracurricular-мероприятиях.

— Участвуйте хотя бы в одном клубе. Сначала вам захочется участвовать во всех, но это нереально. Вы можете отслеживать деятельность этих клубов, но сделать что-то и чему-то научиться можно только в одном. Работа в клубе — это возможность завязать новые профессиональные контакты, потренироваться делать мероприятия.

— Съездите на MBAT — это спортивная универсиада между студентами MBA со всей Европы. Уникальное мероприятие. Накал страстей, азарт, вкус победы и масштабные вечеринки. Но еще это важно, чтобы увидеть студентов из других программ, узнать про их впечатления от учебы. Учась в школе, мы все время думаем, а правильный ли мы сделали выбор, гадаем, как у них. Если при выборе школы вы все сделали правильно, общение со студентами других программ придаст вам уверенности в своем выборе и добавит энтузиазма и позитива от дальнейшей учебы.

— Съездите на Short Exchange. IE предлагает и Long Exchange, но это совсем другая история. Я ездила в Йельский университет на неделю: во-первых, смена обстановки, во-вторых, новые контакты, причем не только со студентами других школ, но и с вашими одноклассниками, с которыми вы были мало знакомы, немного ненапряжного обучения и опять же возможность сравнить разные школы и еще больше полюбить свою».

«Никто не будет смотреть на то, насколько изысканными грамматическими конструкциями вы выражаетесь»

Михаил Петров

выпускник двухгодичной программы full-time MBA в Kellogg School of Management, Northwestern University в Эванстоне

«Я решил поступать на MBA летом. Сдал GMAT, TOEFL, написал эссе, сходил на интервью и поступил в Kellogg School of Management, Northwestern University, где сейчас учусь на двухгодичной программе full-time MBA. Выбор был обоснован прекрасными отзывами о программе от знакомых, которые там отучились, результатами трудоустройства выпускников и репутацией школы как в США, так и по всему миру. Как и большинство школ, Kellogg предоставляет гранты кандидатам, чьи профайлы им пришлись по душе. Размер таких стипендий в каждом случае отличается. Мне повезло, и я получил стипендию, которая покрыла около трети стоимости обучения.

Для поступления нужно было сдать тесты GMAT и TOEFL. У школ обычно нет минимального необходимого результата, но на многочисленных сайтах, посвященных MBA, можно найти средние результаты поступивших и, соответственно, поставить себе цель. Экзамены, особенно GMAT, обычно требуют серьезной подготовки независимо от того, математик вы или лингвист, так что уделите ей достаточное количество времени и сил. Готовиться к GMAT я начал в июле-августе, мой экзамен был назначен на 4 ноября. Советую забронировать дату заранее, так как свободных мест может не остаться. Профайл у меня был не самый подходящий для легкой и непринужденной сдачи экзамена: я юрист, в школе закончил гуманитарный класс с уклоном в филологию. Поэтому я решил записаться на курсы, которые состояли из занятий в классе и посещения интернет-кабинета. Занятия оказались достаточно бессмысленными и сводились к чтению вслух учебника, но, возможно, в других местах курсы получше. Интернет-кабинет же был полезен и дал много возможностей для подготовки к отдельным темам. В моем случае самостоятельная работа принесла гораздо больше пользы, чем занятия в классе. Из своего опыта я рекомендую прочитать книжки Manhattan GMAT, обязательно заказать Official Guide (официальный сборник задач), решать пробные тесты везде, где сможете. Также рекомендации к подготовке есть на официальном сайте GMAT, а главное — обратите внимание на форум GMAT Club. Без преувеличения ничего полезнее я во время подготовки не видел. Наверное, основное качество, необходимое для успешной сдачи теста GMAT, — это стрессоустойчивость и выносливость. Я готовился пару месяцев в относительно напряженном режиме: пару часов в будние дни после работы решал задачи и отмечал области, где испытывал проблемы, по воскресеньям решал полные тесты. Не советую тратить время на решение сложных задач, эти навыки вам, скорее всего, не понадобятся. Лучше уделите внимание задачам среднего уровня и подготовке ко всем темам.

К TOEFL я готовился самостоятельно недели две. После GMAT, где задания на порядок сложнее, Reading не составляет труда (так что рекомендую сдавать в этом порядке), а для Listening, Writing и Speaking нужно просто потренироваться на примерах. В Writing нужно иметь четкий план ответа на вопрос, лучше заранее потренироваться писать эссе по схеме. В Speaking важно не начать путаться и мычать, раздумывая, что сказать дальше. Для подготовки рекомендую посмотреть видеоуроки наподобие тех, которые есть на GMAT Club и на YouTube. Еще полезно купить официальный учебник, где есть описание примеров и диск с симуляцией экзамена. Главное — не усложнять: никто не будет смотреть на то, насколько изысканными грамматическими конструкциями вы выражаетесь и богаты ли сравнениями ваши ответы на вопросы. Я отвечал максимально просто, в итоге набрал достаточно баллов. И еще, если есть возможность — потренируйте Listening в шумном месте, когда рядом кто-то разговаривает: все начинают экзамен в разное время и, как раз, когда у меня начался Listening в довольно тихих наушниках, мой сосед начал очень громко сдавать Speaking. Я много отвлекался и в результате потерял пару баллов.

Помимо экзаменов нужно было получить рекомендации и написать эссе. Обычно требуется две или три рекомендации от начальника и коллеги (в Kellogg — 2). Имейте в виду, что вряд ли получится написать одну рекомендацию и рассылать ее в разные школы, так как обычно на адрес того, кто рекомендует, приходит письмо с вопросником, различным для каждой школы. Количество эссе отличается в каждой школе, а темы меняются каждый год и публикуются в конце лета — начале осени. В Kellogg в 2013 году было три темы. Обычно они вращаются вокруг направлений «расскажите о себе», «почему MBA», «почему именно эта школа», «что хотите делать потом» с вариациями. На профильных сайтах таких, как GMAT Club или Poets and Quants можно найти множество компаний, предлагающих за большие деньги помощь в подготовке эссе. Если у вас есть англоговорящие или хорошо говорящие по-английски друзья, то я бы посоветовал написать все самому, а потом попросить их посмотреть на предмет языка. Чтобы понять, что представляют собой эссе на MBA, посмотрите такие книги, как Best Harvard essays или Admission guides, они дают неплохую картину.

После того, как все документы поданы, начинается мучительный процесс ожидания приглашения на интервью. У большинства школ есть фиксированная дата, когда они высылаются. У Kellogg нет фиксированных дат, они интервьюируют до 75% кандидатов. Связано это с тем, что для школы важен fit кандидата, а без личного общения оценить его сложно. Я получил приглашение чуть ли не через неделю после подачи документов. Перед любым интервью лучше перечитать свое резюме, посмотреть последние новости, постараться понять, что за человек будет вас собеседовать, а также посмотреть отчеты об интервью в соответствующей школе на Clear Admit. Я проходил интервью в Париже с выпускницей Kellogg. Это был приятный разговор о моем бэкграунде, карьере, стратегии моей компании, примерах лидерства и работы в команде, выборе Kellogg. В основном все вопросы были примерно как в списке на Poets and Quants. Помимо знания своего резюме и карьерных целей, нужно быть готовым задавать вопросы о школе, демонстрирующие, что именно туда вам хочется попасть, и не отвечать «нет вопросов, все ясно, просто хочу в топ-5». Несмотря на то, что в Kellogg со мной говорила француженка, интервью проводится на английском, в том числе для оценки уровня владения языком. В Kellogg, как и во многих американских школах, проводятся blind интервью, то есть кроме информации из моего короткого резюме проводящий собеседование ничего не знает обо мне заранее. Интервью продолжалось часа полтора, я был предупрежден, что время ограничено, так как у всех кандидатов должны быть равные возможности».

«Момент, который лучше прояснить сразу, — ваши планы после окончания MBA»

Максим Ульянов

выпускник одногодичной программы MBA в CASS Business School в Лондоне

«Я учусь по одногодичной программе MBA в CASS Business School в Лондоне. Просьба поделиться своим опытом поступления на программу MBA застала меня на заключительном модуле, который проходит в ЮАР. Меньше чем через месяц мое обучение будет закончено. Изначально у меня было несколько критериев выбора школы: это должна была быть европейская бизнес-школа с продолжительностью обучения не более года. Исходя из этих ограничений я составил список из 10 школ — для этого я использовал рейтинг The Financial Times. Далее я более детально изучил профили студентов (их возраст, географию, опыт работы), а также программы курса (меня в большей степени интересовали программы с финансовым уклоном, либо general management) и отобрал итоговую пятерку школ. Многие останавливаются на этом этапе и подают документы в несколько школ, но я решил посетить каждую из них, чтобы подробнее ознакомиться с программами и пообщаться со студентами. Я связался с приемными комиссиями и договорился о датах посещения — это абсолютно нормальная практика, и школы очень ценят проактивность кандидатов и их стремление поближе познакомиться со школой. Если возможность посетить школу отсутствует, то у приемной комиссии можно попросить контакты студентов, с которыми можно пообщаться по почте или скайпу. Это могут быть студенты из вашей страны, либо со схожим опытом работы. Это также является нормальной практикой — я за этот год пообщался с десятком потенциальных кандидатов.

Посещение школы и общение со студентами являются очень важными источниками информации для принятия окончательного решения. Рейтинги и информация на сайте — это скорее то, как школа себя позиционирует, а не то, какая она есть на самом деле. В моем случае именно информация и ощущения, полученные во время посещения школ, определили итоговую пару школ, в которые я подавал документы. Еще один вариант — это посещение презентаций школ, которые проводятся в Москве. У большинства образовательных учреждений есть расписание подобных презентаций в разных городах мира. Единственный момент, что это по большей части презентация школы и даже студенты, которых привозят на эти мероприятия, говорят шаблонными фразами из брошюр, поэтому объективную картину составить сложно. Еще один момент, который лучше прояснить для себя сразу — ваши планы после окончания MBA. Планируете ли вы остаться, чтобы работать в этой стране, либо собираетесь возвращаться обратно. В некоторых школах приоритет отдается академической составляющей, в некоторых — вопросам последующего трудоустройства. Не стоит верить официальным отчетам школ, так как эти данные не отражают реальной картины, лучше поговорить со студентами.

Комплект документов на поступление для топ-50 школ практически идентичен: результаты тестов GMAT или GRE, IELTS или TOEFL, резюме, рекомендательные письма, копия диплома о высшем образовании. Одно из отличий в том, что некоторые школы требуют эссе на заданные темы, некоторые — personal statement. Так как я подавал документы в две школы (London Business School и CASS Business School), я столкнулся с обоими случаями.

Вариант с написанием эссе имеет свои плюсы и минусы: плюс в том, что в нем четко поставлены вопросы или темы с заданным лимитом слов, минус — больший объем. Personal statement — достаточно абстрактный документ, но, по сути, в нем необходимо описать все. При лимите в 1 000—1 500 слов, необходимо самому принять решение о чем писать, а о чем нет, сколько на что отвести слов. При всей кажущейся простоте это достаточно сложно.

Высокий балл по GMAT является одним из основных элементов успеха. Каким бы впечатляющим не было ваше резюме или рекомендательные письма, как бы не поражали воображение эссе, но низкий балл по GMAT может все испортить. Каждый год в сети появляются истории о чудесном поступлении в Гарвард или другие топовые школы студентов с баллом менее 500. Я преклоняю голову перед приемными комиссиями, которые выискивают выдающихся кандидатов из тысяч заявлений. По рассказам, некоторые школы сначала отсеивают заявления, не проходящие минимальные требования по GMAT или IELTS, то есть если у школы минимальное требование 500 баллов, а вы набрали 480, то ваша заявка может даже не попасть в руки человека, который сможет оценить эссе, резюме и характеристики. Я готовился к экзамену на специализированных курсах. Мне кажется, что подготовиться к экзамену самостоятельно, даже по официальным пособиям, гораздо сложнее и дольше. При сдаче экзамена очень важен тайминг, поэтому порой нет времени полноценно решать задание. На курсах же показывают много полезных «уловок», при помощи которых можно дать правильный ответ методом исключения или другими способами. Это касается как математической, так и вербальной части. Математическая часть экзамена находится на уровне знаний 9—11 классов школы, но необходимо привыкнуть к формату вопросов и заданий. Вербальная часть требует знания английского на высоком уровне — именно она является самой проблемной для студентов не из англоговорящих стран. Для большинства топовых школ минимальный проходной балл составляет 600 из 800 баллов.

Подготовка к IELTS во многом легче, чем подготовка к GMAT, но ее также лучше проходить на курсах. У экзамена также свой формат, к которому необходимо привыкнуть. Не зная формата и требований, кандидаты даже с высоким уровнем знания языка могут получить низкий балл. Для большинства топовых школ минимальный проходной балл составляет семь из девяти. Требования к резюме вполне стандартные — в качестве формы можно взять сокращенную версию из LinkedIn. Основная задача на одной—двух страницах показать свои карьерные достижения, опыт разрешения проблемных ситуаций, навыки работы в команде, а также желательно указать какие-то достижения или увлечения вне работы.

В большинстве случаев требуется два рекомендательных письма, желательно оба с работы. Порой допускается, чтобы одно было от преподавателя из института, но надо подумать о том, как это обосновать: поступление на MBA подразумевает опыт работы от трех до пяти лет, соответственно рекомендация от преподавателя может оказаться устаревшей. Я представлял одну рекомендацию от своего руководителя, другую — от финансового директора компании, клиента, с кем мы взаимодействовали по нескольким проектам. Рекомендации представляются на английском языке через онлайн-форму. Желательно обсудить содержание рекомендаций с теми, кто их будет давать, чтобы оно сочеталось с вашим резюме и эссе. Будет плохо, если в эссе вы описываете себя как выдающегося лидера, а ваш руководитель рассказывает, что вы отличный исполнитель. Также необходимо перевести и нотариально заверить копию диплома о высшем образовании. Эту услугу предоставляет большинство нотариусов. При подготовке документов многие прибегают к услугам консультантов, которые помогают готовить эссе, резюме и прочие документы. По своему опыту могу сказать, что это достаточно полезная услуга — она позволяет порой посмотреть на себя со стороны и дать направление мысли, но никто не будет писать эссе за вас. Это абсолютно необязательная услуга, и ее качество может вызывать вопросы. После года обучения я с улыбкой смотрю на резюме, которое год назад мне помогли написать консультанты.

Если ваше заявление было одобрено, то вас ожидает одно или несколько интервью с членами приемной комиссии или студентами школы. Это очень важный этап поступления, и к нему стоит тщательно подготовиться. Во-первых, запомните, что вы писали в эссе и резюме. Часть вопросов будет касаться этих документов и лучше, чтобы озвучиваемая информация совпадала с тем, что написано в документах, но содержала уточняющие детали. Во-вторых, подготовьтесь к ответу на «стандартные» вопросы из серии: «Приведите пример ситуации, когда вам пришлось проявить лидерство». В качестве ответа на подобные вопросы должна быть реальная ситуация. В-третьих, как бы банально это не звучало, почитайте еще раз информацию о школе и программе. Вас могут спросить, почему вы выбрали эту школу или программу, или что вы знаете о школе. Будет очень неприятно оставить эти вопросы без надлежащего ответа.

Рейтинг программ MBA, составляемый газетой The Financial Times, является одним из самых авторитетных и широко используемых, но даже его не стоит воспринимать как истину последней инстанции. Методология его составления вызывает вопросы у многих. Из-за того что этот рейтинг так популярен, школы прикладывают максимум усилий для улучшения своего рейтинга, что в итоге уменьшает его объективность. К примеру, одним из критериев является рост зарплаты выпускников. При поступлении каждый кандидат указывает размер заработка на момент поступления, затем эти данные сравниваются с доходами через несколько лет после выпуска из школы, и тут открывается поле для творчества. Единой методологии подсчета дохода нет — кто-то включает в его размер только денежное вознаграждение, некоторые плюсуют социальный пакет и компенсации, что может увеличивать его значение на 10—15%. Также объективность этого критерия снижает тот факт, что в некоторые школы направляется большое количество студентов, чье обучение проспонсировано работодателем. Это означает, что после их возвращения их ожидает автоматическое повышение. В этом случае увеличение зарплаты выше, чем в случае, если выпускник вынужден искать работу на рынке. Еще одним интересным моментом является средний балл по GMAT: чем он выше, тем престижнее считается программа. Именно этим объясняется то, что 80% класса может иметь результат 550—600 баллов, а на 20% оставшихся мест набирают индусов, у которых стабильно высокий балл — выше 700. В итоге получается среднее значение в районе 630—650. В целом рейтинг достаточно достоверный, просто надо иметь ввиду, что в реальности разницы между 35 и 45 позицией может и не быть».

«Спокойное тихое место, где люди по-настоящему учатся»

Николай Новак

выпускник двухгодичной программы MBA в New Mexico State University в Лас-Крусесе

«С августа 2012 года началось мое обучение в New Mexico State University, который находится в городе Лас-Крусес в штате Нью-Мексико. Я получил стипендию Эндмунда Маски (Muskie) при поддержке организации IREX. Узнал об этой программе через центр OSVITA в Днепропетровске, куда зашел случайно, ознакомился с представленными программами, узнал о дедлайнах. На тот момент я уволился с одной работы и устроился на другую. После четырех лет работы, в одном из представительств корпорации Procter & Gamble, я не совсем был доволен тем, как развивается моя карьера. Моего первоначального образования — инженер по оптимизации систем автоматизированного производства — мне не хватало. Я понимал, что без бизнес-образования, даже если у тебя есть бизнес-хватка, все равно не удастся убедить людей в том, что ты можешь сделать дело сам, организовать все с нуля. Несколько раз на работе замечал, что лейбл MBA очень важен для людей, принимающих решение. Тогда я решил, что мне нужно получить второе образование и что я к этому готов. Я рассматривал разные варианты выезда из Украины, и этот вариант попался первым.

Организаторы сами распределяют кандидатов по университетам, я мог выбрать только программу, а не университет. Я вообще не понимал куда лечу, но был настроен к переезду, и имя университета мне было не так важно. Сейчас могу с уверенностью сказать, что университет очень нравится, несмотря на то, что он не рейтинговый, не суперизвестный. Это такое спокойное тихое место, где люди по-настоящему учатся. Здесь находится один из крупнейших и лучших инжениринговых департаментов в США, дается очень серьезная подготовка в сфере агробизнеса. Этот университет сотрудничает с NASA по инжениринговому направлению и со многими крупными фирмами и монополиями в агроиндустрии, имеет внушительные связи и серьезных, состоявшихся выпускников. Все эти моменты особо не афишируются. Также я очень доволен уровнем развития людей, которых встречаю здесь.

Сбор документов был достаточно времяотнимающим моментом, в целом вся подготовка — от выбора программы до сбора документов — заняла у меня порядка года и превратилась практически в хобби, которому я уделял все свободное время. От меня требовалось представить мотивационное письмо с обоснованием необходимости получения образования в США и программами, которые меня интересуют, нотариально заверенный перевод диплома, сертификаты тестов TOEFL и GMAT, рекомендательные письма от тех, кто мог бы описать мою профессиональную деятельность и образовательный уровень. Также в OSVITA мне подсказали подать документы на еще один грант — Opportunity от посольства США, который покрывает расходы на подачу документов в университеты.

К TOEFL я готовился около трех месяцев. В принципе, английский был у меня на хорошем уровне: пять лет назад я ездил в США по программе Work and travel, там наработал разговорный английский, в Procter & Gamble 50% общения проходило на английском языке. При подготовке я уделял больше внимания структуре теста, пытался понять, на что нацелены вопросы. Больше изучал типы вопросов, как к ним надо адаптироваться, как их читать. Больше концентрировался на книгах, которые разгадывали сам тест и объясняли, как применять принцип Парето 80/20 конкретно для данных задач.

Рекомендательные письма у меня были от профессора, у которого я защищал диплом, и от операционного директора компании Procter & Gamble, с которым у меня были хорошие отношения. Мотивационное письмо — самый главный документ во всем процессе подачи документов — я писал в последний день: нужно было срочно подать документы до конца дедлайна, поэтому я писал первое, что приходило в голову. В нем нужно было указать приоритетные направления, по которым бы я хотел обучаться. Университетам и фонду не столь важно, что ты пишешь, а как именно ты это пишешь: уверен ли ты в себе, в том, что тебе на самом деле это нужно. Для них важно отсеять людей, которые не совсем понимают, чего они хотят от жизни, и каким образом то, что они сделают за следующие два года, поможет им и их странам в перспективе следующих пяти лет. Если вот этого понимания в голове нет, то сложно писать толковые мотивационные письма. Кто-то к этому приходит через постоянные фидбэки: они мучают всех своих менторов просьбами подсказать в чем они хороши или плохи, в какую сторону им нужно двигаться. После четырех лет работы в интернациональной компании, которая только купила завод, я понимал, что ошибок руководители делают достаточно много. Компания входила на чужую территорию, диктовала свои правила, и я видел, где деньги тратились неправильно. Уйдя из компании, я понял, что американские компании просто не понимают, что нужно украинскому рынку, а украинские эксперты не умеют объяснить это американским менеджерам. То есть коммуникация совершенно не работает, и из-за этого деньги тратятся впустую.

Я понял, что главное — создать вокруг себя правильное окружение. За год до того, как я подал документы на участие в этой программе, я практически не проводил ни одни выходные дома, постоянно ездил на семинары, тренинги, конференции по различным областям знаний. Постоянный нетворкинг, постоянные знакомства с новыми людьми, часто участвовал в конференциях в качестве волонтера. Я осознавал необходимость того, чтобы окружение всегда двигало тебя вперед, чтобы у тебя были ролевые модели, на которые следует равняться. Это мотивирует что-то делать, чтобы не остаться на том месте, на котором ты сейчас находишься. Как оказалось позже, этот подход очень помог мне в процессе дальнейшего конкурсного отбора.

Вторым этапом программы было интервью. На нем присутствовали очень значимые люди, которые ясно понимали, чего они достигли и как они могут помочь другим людям. Среди них был выпускник программы Маски, представитель посольства США, представитель Peace Corps и другие. Интервью было действительно интересным. Может быть, из-за того, что я на протяжении года общался с таким же типом состоявшихся людей, мне было легко говорить с ними на одном языке. Вопросы, которые мне задавали были из серии «расскажи, зачем тебе это нужно». Я давно уже понял, что зазубривание стандартных ответов не дает никакого результата в общении с людьми, если у тебя нет четкого понимания, чего ты хочешь. Нужно просто дать свободу своей воли. Я верил в то, что все сложится так, как должно сложиться. В тот момент я был готов ближайшие лет пять вкладываться в гранты и конкурсы — без перерыва, пока у меня все не получится. Готов был провалить интервью или экзамен, хоть 20 раз, и пытаться снова.

В подготовке к интервью мне помог один выпускник этой программы, с которым я познакомился благодаря своим знакомым. Он рассказал, что организаторам нужно иметь абсолютно ясное понимание, в чем именно ты хорош, чем это поможет Украине и США. На эти два вопроса у тебя должен быть абсолютно четкий ответ. В моей ситуации ответы были просты — у меня есть хорошее техническое образование, достаточно опыта в интернациональной компании на руководящей должности и драйв, я смогу принести новые знания и навыки из США в Украину и смогу помочь украинскому бизнесу развиваться быстрее и лучше. Также люди смогут изменить свое представление о США, начнут понимать, что эта страна может спонсировать людей, в которых верит, поддерживать молодежь, которая сможет внести положительные изменения в собственной стране. Очень скользким был вопрос о том, чем я могу доказать, что не останусь в Америке. Я ответил просто — у меня уже была такая возможность ранее, но меня это не интересует, так как в Америке я всегда буду чужеземцем, а мне важно приобрести значимость. Я говорил так, как думал. Уверенность, которая создавалась мною шаг за шагом в течение года, помогла мне поверить в себя и в то, что я смогу пройти это интервью.

Мне кажется, что самое важное — это решить вопрос с личной зоной комфорта. Стремитесь из нее выходить, быть комфортным вне комфорта. Если у вас сегодня все хорошо и размеренно в жизни, то это может быть первым индикатором надвигающихся проблем с самореализацией в ближайшие три года. Не нужно останавливаться на том, чего вы достигли. Не нужно привязываться к родной местности, устоявшимся друзьям, стабильной работе, размеренному темпу. Чем больше дискомфорта в вашей жизни, тем больше куража и риска, тем жизнь интереснее, тем увереннее вы становитесь».

«Изучала китайский язык и решила продолжить свое обучение в Китае»

Мария Илларионова

выпускница программы MBA Taught in English в Beijing Institute of Technology в Пекине

«В сентябре 2013 года я начала обучение в Пекине по специальности MBA Taught in English. Помимо своей основной специальности, политологии, в РУДН я изучала китайский язык и решила продолжить свое обучение в Китае. Однако подумала, что обучение на английском языке будет для меня наиболее эффективным. Начала выбирать университеты, сравнивать их рейтинги, определилась с наиболее предпочтительными городами и приступила к сбору документов. Все университеты требуют копию диплома бакалавра, заверенную и переведенную на английский язык, но так как подача документов в большинстве институтов открывается в феврале и заканчивается в начале июня, то мне потребовалась справка из вуза, в которой было прописано, что в данный момент я все еще учусь и когда конкретно заканчиваю мою программу. Ее нужно было перевести на английский язык. Копия паспорта и фотография — это стандартно. Далее нужно было подготовить два рекомендательных письма, на английском или китайском языках, на специальных бланках вуза, с росписью и печатью. Одно письмо у меня было от преподавателя по специальности, а другое — от учителя китайского языка. Но сами письма я писала сама, они только подписали их.

Следующий этап — мотивационное письмо. В нем я просто рассказала о себе, о своих учебных достижениях, хобби и немного об опыте работы (желательно, чтобы она была связана с курсом программы, чтобы показать, что это вам было изначально интересно). Ничего особо выдающегося я в нем не писала, ничего не придумывала, немного похвалила себя и все. В качестве образца использовала примеры, доступные в интернете.

Также нужно было подтвердить свои знания языков: я представляла результаты по экзамену HSK (китайский TOEFL). Так как я поступала на английскую программу, я подумала, что это может добавить мне баллов при конкурсном отборе. К TOEFL я готовилась по специальному учебнику. Обычно минимальный порог баллов для поступления от 80 (иногда 75) из 120. Я набрала 86. Экзамен дался мне нелегко, я бы посоветовала тщательнее к нему готовиться, обязательно делать тестовые задания в режиме реального времени. Это важно потому, что без правильного распределения времени его может просто не хватить. Также, как бонус, можно представить выписку из банка на наличие вкладов или депозитов, чтобы показать, что вы в состоянии оплатить учебу. Я показывала наличие вкладов в двух банках.

Не будет лишним сделать Health Report (Health Examination Report for study in China). Это обязательная форма, которую нужно предъявить в консульство при подаче документов, но некоторые университеты отметят, если вы представляете ее и при поступлении. Важно помнить, что между подачей документов и моментом приезда в университет, действие этой формы не должно превышать шесть месяцев.

Подготавливать документы нужно заранее, так как переводы, нотариальные процедуры дело долгое и нервотрепное. Я начала заниматься документами в марте, а подала их в конце апреля. Все китайские университеты принимают документы и заявки в режиме онлайн. Я выбрала два университета — Политехнический университет в Пекине (Beijing Institute of Technology) и Джедзянский университет бизнеса в Ханчжоу (Zhejiang Gongshang University), — нашла электронный адрес приемной комиссии для иностранных студентов (Admission office for foreign students) и написала им письма, в которых обозначила свое желание поступить. Дальше все происходило в режиме диалога: я спросила о наличии стипендий, скачала и заполнила все необходимые формы заявок (application form) и отправила их.

Советую отличный государственный ресурс, который во многом помог мне легко поступить в китайские вузы — CUCAS. Можно выбрать любой город, специальность, язык обучения и университет, изучить требования, загрузить документы, оплатить регистрационный взнос, и вы зачислены. Также через сайт можно забронировать общежитие и встречу в аэропорту. Через пару недель университет высылает вам приглашение и форму, с ней и Health Report уже можно идти в консульство, где получаете визу, которую нужно будет продлить уже непосредственно при университете. Мне удалось поступить во все четыре университета, в которые я подавала документы (помимо вышеперечисленных в Пекинский университет иностранных языков (Beijing Foreign Studies University) и Университет международного бизнеса и экономики (University of International Business and Economics), и в двух из них — получить стипендию. Китай — замечательная и открытая страна, стоит приложить лишь немного усилий, пройти бумажную волокиту и достичь цели».

«Стоит рассматривать школу как потенциального работодателя»

Михаил Сазонов

выпускник одногодичной программы MBA 2013 года бизнес-школы IMD в Лозанне

«Я поступал в швейцарскую школу IMD — одну из лучших бизнес-школ в мире — в 2012 году. Мне важно было переосмыслить свою карьеру, самоощущение и подход к выстраиванию отношений с коллегами для перехода к новым ролям в своей компании, в отрасли. Хотелось подумать и определиться с тем, где я себя вижу через 5—10 лет, какие качества нужно в себе развивать, чтобы этого достичь. Казалось полезным также подтянуть фундаментальные знания, прежде всего в финансах, так как образование у меня не экономическое — я учился на факультете международных отношений МГИМО. Кроме того, хотелось приобрести международный опыт и связи, международно признаваемую квалификацию.

Я выбирал только среди ведущих школ и однолетних программ. В итоге выбрал именно IMD, потому что здесь представлены более опытные участники (средний опыт работы семь лет), школа международная — в ней обучается более 40 национальностей, относительно небольшие классы (ежегодно принимаются 90 человек), что дает больше возможностей для индивидуального развития, особенно по части soft skills. Большую роль сыграли рекомендации выпускников прошлых лет. Сама программа MBA отлично сфокусирована на развитии лидерства в международном контексте. Школа предоставляет льготные кредиты и ограниченное количество стипендий, но для меня это было не актуально, так как мое обучение спонсировал работодатель.

Требования к кандидатам меняются год от года, поэтому актуальную информацию лучше смотреть на сайте. Когда поступал я, нужно было заполнить заявку. Она включала в себя результаты теста GMAT, несколько эссе о целях и достижениях, рекомендательные письма. После того, как я удачно прошел первый тур, меня пригласили на интервью. Это одна из особенностей школы: после первого этапа отбора претенденты приглашаются на один день в Лозанну для очной оценки. Интервью в основном касалось личного опыта, карьерных целей, ожиданий от МВА. Также в этот день проводились групповые задания — подготовка презентации по бизнес-кейсу и его обсуждение. Прежде всего оценивалось умение работать в команде, способность выразить свою точку зрения и услышать других участников. На интервью важна уверенность в себе, не стоит пытаться приукрашивать реальность — интервьюер это легко почувствует. А на групповых занятиях нужно проявлять уважение к точке зрения коллег.

Для подготовки к тестам важно уделить достаточно много времени. Я готовился порядка двух месяцев, старался уделять хотя бы пару часов три—четыре дня в неделю. Главное — делать пробные тесты в максимально близких условиях к реальным. Я был доволен результатами после самостоятельной подготовки, поэтому к преподавателям не обращался.

Для эссе очень важно четко сформулировать, зачем вам нужен МВА, какие преимущества в карьере и личном развитии он может дать. Другой важный элемент — что вы можете привнести, как ваш личный опыт и способности выделяются среди других кандидатов и могут быть интересны для школы. Стоит рассматривать школу как потенциального работодателя — ведь школа заинтересована набрать людей, которые потом будут успешны на рынке труда. Мне в этом плане очень помогло общение с выпускниками прошлых лет. Один из них дал мне обратную связь на черновой вариант моих эссе, что помогло их улучшить. Нужно уделить процессу написания достаточно времени, готовить эссе в несколько итераций, с перерывом хотя бы в неделю. Некоторые эссе я переписывал с чистого листа несколько раз, прежде чем достиг нужного результата. Все время спрашивайте себя, какая картина сложится о вас, как о человеке и профессионале, в голове у читающего.

Для рекомендательных писем я выбрал двух коллег и одного клиента. Желательно выбирать людей, с которыми вы близко работали и которые знают вас достаточно хорошо. Очень полезно, если среди рекомендателей есть иностранцы, которые могут оценить вас с разных точек зрения.

Отличная идея иметь резервные варианты — процесс поступления очень трудоемкий, но затраты времени мало зависят от количества заявок. Слишком распыляться тоже не стоит, больше трех—четырех заявок одновременно сделать сложно. В любом случае, необходимо четко понимать, зачем вам нужен МВА и каким образом он поможет в дальнейшем, уделить процессу подачи документов достаточно времени (начинать нужно минимум за год до поступления, а лучше раньше), собрать всю доступную информацию про целевые школы и пообщаться с выпускниками. А вот мухлевать с документами или на интервью не стоит — многие вещи, которые кажутся практически нормой в российском образовании (например, заимствование чужих мыслей), на западе абсолютно неприемлемы».

«Мой основной совет поступающим — разобраться в себе»

Александр Николаев

выпускник двухгодичной программы MBA в Ross School of Business в Энн-Арборе

«В 2012-2014 годах я проходил обучение по программе full-time MBA в Ross School of Business. В начале моего обучение, когда с момента переезда из Санкт-Петербурга в Энн-Арбор, пригород Детройта, прошло только два месяца, я успел пройти подготовительный курс English for Business Studies, курс Financial Accounting и съездить с однокурсниками в Гватемалу.

Чем дольше я находился в этом уютном студенческом городке, тем больше утверждался в правильности сделанного выбора. Я не эксперт в области бизнес-образования, близких знакомых, которые прошли этим путем у меня не было, поэтому решение о подаче документов в эту школу принималось без сильной аргументации или наводок. Я обращал внимание на высокие показатели школы в рейтингах по таким критериям: рост заработной платы, удовлетворенность работодателя, уровень развития лидерства и уровень преподавания маркетинга. При изучении рейтингов полезно обращать внимание на подобную детализацию. Помимо рейтинга принимал в учет распределение выпускников по регионам, компаниям и должностям, а также профиль типовых студентов. Мне показалось, что по этим критериям Ross соответствует моим стремлениям. Заключительным критерием считаю отзывы студентов Ross на форумах gmatclub.com, в которых они в один голос отмечали практическую ориентированность программы. Одно из свидетельств этому — в последней четверти первого года обучения школа освобождает студентов от всех курсов и распределяет по реальным компаниям для выполнения групповых консалтинговых проектов. Этот практический опыт можно будет отразить в резюме в дополнение к летней стажировке.

В остальном программа достаточно гибкая. По половине обязательных курсов можно запросить освобождение, если на то есть обоснование: академический или профессиональный опыт, сертификаты, успешная сдача экзамена экстерном. Так как я прошел недельный подготовительный курс по Financial Accounting, то освободил для себя место в расписании на первую четверть. Курс микроэкономики мне зачли благодаря диплому петербургского ФИНЭКа, в котором по этому курсу имеется отметка «отлично». Освободившееся место можно занять факультативными курсами по интересующим направлениям. Также под факультативы отведен весь второй год обучения, когда у студентов складывается четкое понимание, чем они хотят заниматься после выпуска. Школа предложила мне стипендию, покрывающую 25% стоимости обучения. Существуют и другие стипендии, которые можно получить в конкурсе с другими студентами на лучшее эссе «почему я», но я не тратил на это свое время.

Для поступления необходимо было заполнить анкету на сайте, представить результаты теста TOEFL, GMAT, резюме, несколько эссе на заданные темы, две рекомендации и оплатить регистрационный взнос. Сначала я начал готовиться к TOEFL. Первые шаги в подготовке зависят от начального уровня. У меня семь лет назад был свободный английский, который я приобрел во время обучения в Чехии, но с тех пор навык растерялся, и некоторые темы пришлось вспоминать чуть ли не с нуля. Советую проштудировать MGMAT Sentence Correction Guide. На мой взгляд, это самый емкий и полезный учебник по английской грамматике. К тому же, именно этот объем знаний понадобится и для GMAT. По времени учебник займет примерно три недели без отлыниваний. Также можно читать классическую художественную литературу на английском языке, смотреть иностранные мультфильмы или кино в оригинале, найти партнера для подготовки, который не знает русского языка. Но чтобы сдать TOEFL, важно учитывать и специфику его заданий. Вопросы секции Reading лучше всего освещены в учебнике Cambridge Preparation for the TOEFL test. Там есть и диагностический тест на проверку начального уровня, и подробный разбор каждой секции со всеми методиками. В секции Listening больше всего остерегайтесь вопросов на отношение говорящего к теме обсуждения — правильные ответы бывают неожиданными. Секция Speaking — ночной кошмар для всех: всего вам будет задано шесть вопросов, на которые необходимо дать шесть ответов длиной 45—60 секунд, к тому же вы будете выполнять эти задания в толпе (20—30 человек) таких же сдающих, что очень мешает. На тему подготовки к секции Speaking есть хороший бесплатный видеокурс. В ходе тренировок обязательно записывайте себя на микрофон, чтобы потом послушать, что получилось. Лучше всего пользоваться диском, который прилагается к учебнику. Там вы найдете уйму экземпляров тестовых заданий, которые выдаются ровно в том же интерфейсе, как и на экзамене. В упомянутом выше видеокурсе также есть материалы по секции Writing. Советую ознакомиться и с подробным гайдом для GMAT AWA на форуме GMAT Club. Я в ходе подготовки сначала писал сочинения без ограничения по времени, потом на время. Всего около 10—12 сочинений. Подготовка у меня заняла четыре недели (без учета начальных шагов, которые я делал с самого начала года).

Для подготовки к GMAT рекомендую обратиться к консультантам GMAT, чтобы в кратчайшие сроки получить целостное представление о многообразии задач теста. Я оплатил небольшой курс (10 академических часов) через Skype и получил то, что хотел: узнал, какие бывают задачи, какие из них даются мне легко, какие сложно, какие бывают подходы и ловушки. Конечно, был вариант и самому исследовать вопрос, но времени ушло бы гораздо больше. Для самостоятельной работы я пользовался учебником Kaplan и The Official Guide for GMAT Review. Этот учебник — must have для серьезной подготовки. Время на самоподготовку зависит от ряда факторов, но я рекомендую ориентироваться на три месяца. Если этого времени вам окажется мало, то стоит задуматься о реалистичности всей затеи, ведь на программах MBA объем информации для усвоения в краткие сроки будет еще выше. Помимо учебников рекомендую посещать форум GMAT Club, еще на сайте MGMAT есть полезный раздел бесплатных записей и онлайн-вебинаров, которые можно не только изучить, но и поучаствовать в них.

Резюме лучше всего уместить на одном листе. Оно должно иметь четкую структуру: каждый пункт лучше начинать с глагола, по каждому должен быть измеримый результат (50 человек, $100 000), одну—две строки в конце лучше оставить для развлечений и хобби. Важно писать не все подряд, а только значимый для карьеры опыт.

Также необходимо было написать несколько эссе по вопросам приемной комиссии. Совет по написанию эссе — сконцентрируйтесь на форме, а не содержании. Комиссию больше интересует яркость и живость подачи материала, убедительность и ясность. Представьте, что аналогичные вопросы вам задает однокурсник. Ваша задача — заинтересовать, а не завалить фактами, они должны быть изложены в резюме. После написания эссе желательно отправить его носителю языка, чтобы он мог устранить ошибки.

К рекомендациям существуют определенные требования. Школа предпочитает, чтобы рекомендацию давал непосредственный руководитель или бывший руководитель. Еще одна альтернатива — руководитель со стороны заказчика, если вы работали в B2B. Чуть менее желательны партнеры или руководители смежных подразделений, в последнюю очередь — коллеги и подчиненные. В моем случае был непосредственный руководитель и руководитель смежного подразделения. С обоими договорился, что пришлю «рыбу» ответов, которую они отредактируют по своему усмотрению. Следует понимать, что рекомендация должна в конечном счете именно рекомендовать кандидата. Поэтому к выбору рекомендателей необходим ответственный подход.

Заполнять анкету на сайте оказалось проще всего, но при этом процесс может занять целый день, поскольку вопросов задается очень много. Необходимо быть готовым к этому и планировать время соответствующим образом. В некоторых бизнес-школах открытые вопросы анкеты тянут на целое дополнительное эссе. К анкете необходимо прикрепить скан диплома о высшем образовании с переводом. Обычно при рассмотрении анкет школа может устроить собственноручный перевод. Однако, при зачислении все кандидаты проходят background check, в ходе которого необходимо будет представить нотариально заверенный перевод документа.

После успешного прохождения первого этапа, нужно пройти собеседование. Школа предлагала вариант прохождения интервью в кампусе с членами приемной комиссии или интервью с выпускником в ближайшем крупном городе (Москва, Киев, Хельсинки). Меня собеседовали в Москве. Общение проходило на русском языке, в очень щадящем режиме с минимумом уточняющих вопросов, без какой-либо агрессии и каверзных вопросов.

Мой основной совет поступающим — разобраться в себе. Что вам нравится, что бы вы на самом деле хотели делать. Если искренне верить в это, то линия повествования в эссе и на интервью сама собой будет сильной. И помните, что желающих работать в инвестиционных банках и консалтинге всегда большинство, примерно две трети кандидатов. Имеет ли смысл с ними конкурировать? Возможно, более выгодной стратегией будет изложить мотивацию к действительно интересующей карьере. Хотя я рассказывал про желание работать в консалтинге».