Перед началом новой образовательной программы «Кураторский проект» в РГГУ Наталья Смолянская, один из преподавателей этого курса, рассказала T&P о профессии куратора, изменении понятия выставочного процесса и принципах работы над учебным проектом.

Наталья Смолянская, доцент русской антропологической школы РГГУ, руководитель программы международного колледжа философии в Париже, член Европейской сети исследователей авангарда и модернизма

Образовательная программа «Кураторский проект» предназначена для тех, кто интересуется современным искусством и имеет представление о его тенденциях. Особенно хотелось бы, чтобы те, кто будет работать над выставочным проектом на Фабрике, были готовы к совместному творчеству. Конечно, мы понимаем, что к нам придут не профессионалы, а люди, зачастую по своему базовому образованию далекие от искусства. Но главное — заинтересованность и желание участвовать в выставочном проекте.

Современные кураторы — профессия очень молодая. Первым профессиональным куратором считается Гарольд Зееман — организатор ставшей легендарной выставки «Когда отношения становятся формой» в 1969 году в Берне. Организацией выставок в том контексте, в котором мы это сейчас себе представляем, вообще начали заниматься не так давно, просто потому, что изменился характер выставок, а изменился он по многим причинам.

«Особую роль в этом арт-мире играют специалисты: критики, теоретики, философы. Так уж сложилось, что их роль — решающая, в этом и особая проблема современного искусства, поскольку понятно, что если арт-критика существует на средства самих художественных институций, то где тогда находится само критическое поле, как возможно формирование мнения независимого эксперта?»

Наиболее важным стало изменение самого комплекса художественных институтов: в настоящее время это сложная сеть взаимоотношений между художниками, музеями, галереями, арт-дилерами, аукционными домами, художественными и медийными объединениями, различного рода художественными фестивалями, называемыми, в зависимости от их установок — Биеннале, Манифеста, Документа — а также специализированными фондами и резиденциями.

Особую роль играют в этом арт-мире специалисты: критики, теоретики, философы. Так уж сложилось, что их роль — решающая, в этом и особая проблема современного искусства, поскольку понятно, что если арт-критика существует на средства самих художественных институций, то где тогда находится само критическое поле, как возможно формирование мнения независимого эксперта?

Вторым важным моментом изменения выставочного процесса, а может быть, и первым, по значимости, стала трансформация самого процесса создания произведения. Во-первых, само слово «произведение» теряет свой статус, целью творчества становится сам процесс, именно эта идея стала основополагающей для знаменитой выставки Зеемана, во-вторых, именно выставка реализует художественную идею или проект — слово, ставшее уже банальностью. Над этим термином иронизируют, но, тем не менее, оно наиболее емко отражает то, что отделяет выставку произведений (как отдельных объектов) от выставки, выявляющей основную идею «проекта». При этом сама выставка может включать в себя самые разные объекты, к которым могут относиться и самые обычные вещи, не созданные специально для этих целей художником, и те, которые создаются с помощью самых современных технологий, и работу с самим выставочным пространством.

В задачу кураторов входит не только сформулировать идею выставочного проекта, но и определить стратегию ее показа, художников, и, что особенно важно, выполнить ту черную работу, которая остается за кадром: выбрать работы, договориться об их показе, обеспечить их транспортировку, сохранность во время транспортировки и показа, наконец, обеспечить финансирование всех этапов выставки, начиная с ее подготовки — ведь иногда речь идет о создании работ, дизайна, архитектуры специально под выставочный проект, провести работу с прессой, и, в конце концов, а это очень важно, создать каталог или буклет к выставке, а многие выставки являются настоящим исследованием, и каталоги к ним включают тексты разных специалистов. И то, что необходимо к каждой выставке, — пресс-релиз, а затем работа с архивом.

«Вторым важным моментом изменения выставочного процесса, а может быть, и первым, по значимости, стала трансформация самого процесса создания произведения. Во-первых, само слово «произведение» теряет свой статус, целью творчества становится сам процесс, именно эта идея стала основополагающей для знаменитой выставки Зеемана, во-вторых, именно выставка реализует художественную идею или проект — слово, ставшее уже банальностью».

Мы решили, что не будем требовать от поступающих на курс выполнения специальных заданий, собеседование будет проходить в свободной форме, мы поговорим о современном искусстве и тех выставках, на которых побывал наш абитуриент, о том, что его интересует в искусстве и почему он хотел бы создавать выставки.

Обучение включает в себя теоретическую подготовку и практическую часть. Самая важная часть — работа над учебным кураторским проектом, которая завершится выставкой на Фабрике, где слушатели сами выступят в роли кураторов. Но к реализации проекта студенты приступят после того, как прослушают курс лекций по истории выставок и кураторства в ХХ—ХХI веках, ознакомятся с теоретическими аспектами работы над выставкой, рассмотрят и проанализируют ряд современных выставок под руководством Николя Одюро, а также ознакомятся с некоторыми аспектами теории современного искусства. Кроме того, они пройдут курсы обучения, которые учитывают все составляющие кураторского проекта в реальной, а не только учебной, практике. К этим составляющим относятся и проблемы авторского права, и обеспечение финансирования выставки, и транспортировка работ, и страхование произведений, и работа с прессой.

Николя Одюро — французский куратор, прекрасно владеющий русским языком. Несмотря на молодость, он является куратором уже более 15 выставок, во Франции и в России. Для Николя в профессии важно то, что куратор рассказывает свою историю, используя уже существующие темы и работы художников, но он, куратор, может с помощью этих работ сказать и донести до зрителя свою мысль, которая будет воспринята именно в этом выставочном и культурном контексте.

Куратор — не техническая специальность, этот человек прежде всего мыслит искусством. Так и Николя занимается теорией, в настоящее время пишет диссертацию на тему московского концептуализма в своем культурном контексте (1974—1991) под руководством одного из самых известных французских специалистов по современному искусству — Жана-Марка Пуэнсо и при совместном участии Екатерины Деготь в руководстве над диссертацией. Николя Одюро пишет статьи в такие известные издания, как Art Presse, Critique d’art, Zéro deux, Frieze, а также для персональных каталогов художников.