14 сентября в книжном магазине Додо/ZIL пройдет лекция о том, как сюжеты древнегреческий мифологии отражаются в сюжетах современной массовой культуры, а образы богинь и богов Древней Греции — в характерах и действиях современных людей. Психолог Ксения Романенко рассказала Т&P, о чем будет лекция.

Ксения Романенко, психолог

«Впервые о влиянии образов древних божеств на современное западное общество заговорил Карл Густав Юнг в своей работе «Психология нацизма». Он считал, что немецкое общество в годы нацизма было одержимо архетипом германского бога войны и колдовства Вотана.

Юнг же и ввел понятие архетипа. Архетип — это древний образ, присущий нескольким культурам и воплощающийся в сказках и мифах (а разве современные фильмы, книги, компьютерные игры и комиксы — не новые сказки?), а также обладающий смыслом и силой для большинства людей.

Американская феминистка и психоаналитик Джин Болен (а за ней и отечественная историк и мифолог Галина Бедненко), основываясь на собственном терапевтическом опыте и уже на материале древнегреческой мифологии (как наиболее близкой европейскому обществу), разработали целую систему человеческих характеров и моделей поведения.

Черты посредника и ловкача Гермеса воплощаются в журналистах и переговорщиках. Замкнутый и трудолюбивый Гефест отвечает теперь не только за ремесла, но и за экспериментальную науку. Прометеевский герой-оппозиционер с помощью благотворительности показывает официальной власти, что умеет лучше позаботиться о народе. А женщина, в которой сильна консервативная карьеристка Афина, с равным недоумением смотрит на активистку Артемиду или мечтающую о замужестве Геру.

Это не только остроумная классификация человеческих характеров. Ведь как появляются боги? Из представления о человеке, его качествах, целях и особенностях, вытащенных из бессознательного и представленных в виде антропоморфных созданий. С такой позиции становится ясно, почему считалось, что тот или иной бог с его полномочиями и причудами покровительствовал людям определенного склада и профессий (Посейдон — капитанам кораблей, а Аполлон — музыкантам-исполнителям). Да и принесение жертв и чествование богов и богинь актуализировало в людях желаемые качества (так, чтобы стать более самостоятельной, волевой и смелой, стоило вспоминать Артемиду).

Сейчас чествовать античных богов может быть и не стоит, а получить средство для самоанализа и фильтр для анализа современной культуры вполне можно. И тогда можно попробовать понять, почему отвергаемый матерью физик Леонад Хофстедер из «Теории большого взрыва» сделал специальную машину для обниманий, а активистки Femen говорят о свободе и протестуют против плохого обращения с животными».