В постоянно меняющемся, нестабильном обществе человеку нужны границы для определения собственного места в истории и фиксирования своей социальной роли. Для этого он может прибегать к суррогатам и упрощенным средствам ориентации. Об этом философ Виталий Куренной рассказал сайту «Постнаука», а «Теории и практики» записали основные тезисы.

Теория компенсаций разрабатывалась группой авторитетных немецких ученых во главе с Яхимо Риттером. Они внесли ощутимый вклад в европейскую послевоенную философию — но, к сожалению, почти неизвестны в России. Теория компенсаций является расширением более общей цивилизационной теории, которая утверждает, что общественные процессы в мире протекают гомогенно и однонаправленно. Они нацелены на расширение пространства рациональности во всех сферах жизни — в науке, культуре, финансах, повседневности — но в разных местах протекают с разной скоростью.

Теория компенсаций призвана объяснить запрос на иррациональные средства ориентации в мире, которые, казалось бы, должны идти вразрез с опытом, образованием и окружением современных людей. Один из самых простых примеров — гороскопы. Также можно упомянуть рецидивы национализма или потребность в повествовательных исторических нарративах. Если вы зайдете в любой книжный магазин Москвы, вы обнаружите обширную секцию исторической литературы, как правило, довольно низкого качества, которая все равно будет пользоваться успехом.

«Мир кажется все более нестабильным и непонятным, поэтому люди стараются компенсировать это при помощи суррогатов и упрощенных средств ориентации. Потребность в исторических нарративах объясняется необходимостью поставить себя в некоторые рамки повествования, найти свое место в историческом процессе»

Вследствие того, что темпы изменений и появления инноваций в окружающем мире все время ускоряются, горизонт нашего существования начинает сужаться. Мир кажется все более нестабильным и непонятным, поэтому люди стараются компенсировать это при помощи суррогатов и упрощенных средств ориентации. Потребность в исторических нарративах объясняется необходимостью поставить себя в некоторые рамки повествования, найти свое место в историческом процессе. Исходя из этого, кажется, что тезис постмодернистов о конце больших нарративов не совсем соответствует базовым основам модернистского общества.

Необычайно востребованной вновь становится классика. Человеку необходимы определенные культурные якоря, за которые можно ухватиться в условиях экзистенциальной неопределенности. Ускорение мира формирует сложность в отборе качественной продукции, поэтому общество все чаще обращается к классическим произведениям. Также компенсация может выражаться в политических явлениях. Национализм в данном случае помогает человеку зафиксировать одну из его постоянно меняющихся социальных ролей, сделать ее независимой и несменной. А поддержка политики «сильной руки» формирует политический миф, создающий иллюзию возможности удержания ситуации под контролем.

Важно понимать, что подобные компенсации — всего лишь спутники модернизационного процесса, а не уникальные цивилизационные особенности. Узнать об этом подробнее, а также полностью посмотреть лекцию Виталия Куренного можно на сайте «Постнауки».