17 сентября в Санкт-Петербурге на фестивале дебютного кино «Начало» покажут фильм «Молния», а перед этим его режиссер Мануэла Морган проведет мастер-класс. T&P попросили Дмитрия Волчека, первым написавшего о фильме, объяснить, почему не стоит пропускать это событие.

Дмитрий Волчек, российский поэт, прозаик, переводчик и издатель («Митин журнал», «Kolonna publications»)

«Французская писательница Мануэла Морган девять лет без всякого внешнего финансирования (отчасти помог краудфандинг) снимала четырехчасовую картину о людях, выживших после удара молнии. Она придумала такую невероятную архитектуру, что позавидовали бы мастера, реконструирующие пристань Вильгельмины, где стоит Lantaren-Venster — кинотеатр Роттердамского кинофестиваля, на котором прошла премьера фильма. «Молния» — фильм в четырех сезонах.

«Осень» — о людях, сраженных молнией, которые рассказывают о своем опыте громовержцу Баалу, по совместительству парижскому диджею. Для всех это главный экзистенциальный опыт, то, что вспоминаешь каждый день (Пол Остер тоже говорил, что постоянно думает о божественном огне, испепелившем его друга). Последней исповедуется танцовщица, которую молния сразила на пляже. Теперь у нее парализованы ноги, но жизнь стала лучше: после катастрофы она чувствует себя счастливой и по-прежнему танцует — на инвалидной коляске.

Второй сезон — «Зима» — посвящен страдающим от депрессии пациентам психиатрической клиники. Древнеримский врач Гален рекомендовал лечить душевные расстройства, прикладывая к голове рыбу — электрического ската, и мы перемещаемся в «Весну»: на руины Пальмиры в Сирии. Здесь живет археолог-столпник, разыскивающий в пустыне загадочный трюфель Кама. Считается, что его грибница переплетается с корнями песчаной розы, а порождает его молния, огненным фаллосом втыкающаяся в песок.

Камасутрой начинается «Лето»: пьеса Мариво «Диспут» (1744). Двух сирот Азора и Эгле растят порознь в полной изоляции, не открывая им тайны любви, и наконец подстраивают им встречу, чтобы определить, кто целомудренней — мужчина или женщина. Любовь с первого взгляда — coup de foudre, удар молнией. Напудренные марионетки совокупляются на пляже, а их историю комментирует астрофизик, заключающий, что черные дыры и депрессия — это одно и то же, а молния и сперма — сходные материи. Азора и Эгле настигает Сатурн — меланхолия, и все персонажи встречаются на дискотеке, которой управляет бог Баал. Нужно ли добавлять, что начинается танец на инвалидной коляске?

«Молния» — один из самых впечатляющих дебютов последних лет, столь неудачно показанный в Москве, — приезжает в Петербург в своем благородном виде. Сходите и посмотрите! Фильм идет 230 минут, но в этом городе все равно больше нечего делать: только смотреть кино и считать нефтяные пятна, проплывающие по Малой Невке».

Встреча с режиссером состоится в 18.30 в Белом зале Дома Кино,

а показ фильма начнется в 21.00 в Большом зале Дома Кино.