В постоянной рубрике на T&P студенты, уехавшие учиться за границу, рассказывают о разнице в подходе к обучению и делятся впечатлениями от перемены обстановки. Ольга Довбыш, выпускница факультета журналистики Высшей школы экономики, не планировала учиться в Швеции, а оказалась там почти случайно. И не пожалела — за два года она успела сделать проект для шведского таблоида, оценить европейский подход к научной методологии и исследовать предпринимательство в виртуальных сообществах.

Ольга Довбыш, 26 лет

— Где и чему ты училась?

— Я только что окончила магистерскую программу по медиаменеджменту в Королевском техническом университете в Швеции. Она двухгодичная, и я должна была защищаться в июне этого года, но не успела из-за рождения ребенка, так что теперь защита будет осенью.

В университет я попала почти случайно. Два года назад я работала и училась в Вышке. Как-то мы болтали с моим научным руководителем, и разговор зашел об образовании в Швеции. Он дал мне контакты своей коллеги, которая уже давно уехала жить и учиться в Стокгольм. Я позвонила ей, потом подумала еще, решила рискнуть и отправила документы в университет, меня взяли. Потом, когда я уже приехала и начала общаться со студентами из России, я узнала о существовании форума, на котором тусуются все абитуриенты, обмениваются советами, обсуждают свои шансы и так далее. Я ни о чем подобном не знала — у меня не было идеи фикс попасть именно туда. Просто научрук сказал: «Не хочешь попробовать?». Я ответила: «Да, давайте попробую», вот и все.

—Как выглядел процесс поступления? Была ли возможность получить грант?

— Я изучала процесс поступления на сайте www.studyinsweden.se. Вышло так, что 2011 год, в котором я поступала, был первым, когда ввели плату за обучение для студентов не из стран Евросоюза. Стоимость обучения была для меня неподъемной, поэтому я рассматривала только те программы, где была возможность получить грант. В Швеции есть фонд под названием Swedish Institute. В числе инициатив фонда — программа Visby, по ней стипендию на обучение могут получить абитуриенты из России, Грузии, Белоруссии, Республики Молдовы и Украины. На сайте фонда есть список учебных программ, которые покрываются этой стипендией. Я выбрала «Медиаменеджмент».

Процесс подачи документов в университет достаточно стандартный. Нужны результаты TOEFL или IELTS, диплом с указанием количества учебных кредитов в предыдущих учебных программах, резюме и мотивационное письмо.

Параллельно я подавала документы на стипендию. С ней все еще проще — нужно просто загрузить на сайте свое резюме и ответить там же на три довольно банальных вопроса вроде «Что обучение в Швеции даст вам для дальнейшего развития в вашей стране?». На ответы стояло ограничение по объему, всего вышло около страницы А4 текста.

Вначале результаты поступления присылает университет, а потом всех принятых рассматривают как кандидатов на стипендию. Конкурс на нее довольно жесткий — из более чем тысячи претендентов получили ее 40 человек. Не представляю, как можно объективно судить о человеке по его резюме и листику с ответами.

Ответ из университета пришел в апреле, оставшееся время до начала учебного года я занималась оформлением вида на жительство.

— Расскажи о различиях между учебой в Вышке и в Королевском техническом университете.

— Они были довольно значительными. В первую очередь, в Стокгольме я жила в общежитии на территории кампуса. Кампус по-настоящему огромный, в нем множество зданий, и там я проводила основную часть своего времени. Это сильно повлияло на восприятие учебного процесса. Заметным отличием было то, что в Швеции большинство моих одногруппников довольно великовозрастные — все уже где-то поработали, получили некий опыт и знали, чего хотят здесь.

Что касается самого учебного процесса — учебных часов было меньше, чем в Вышке, а самостоятельной работы — больше. В европейском образовании очень любят давать мини-проекты для работы в группах из трех-семи человек. Такие проекты даются на целый модуль (всего модулей четыре), и в конце периода их надо защищать. Работы было очень много. В первой половине дня у нас было 2-3 лекции, а во второй мы собирались где-нибудь в кампусе своей мини-группой и работали над проектом. В целом это занимало практически полный рабочий день.

— Время на жизнь оставалось?

— Да, конечно. Вечером я ходила на курсы шведского — те, у кого есть вид на жительство, имеют право посещать их бесплатно, это городская инициатива. Кроме этого я ходила в бассейн, который был рядом с кампусом, и в нем предоставляли скидки студентам, и на спортивные тренировки.

— Какие еще скидки и бонусы давал статус студента?

— У нас было три типа скидок. Одна дается молодежи, тех, кому еще нет 26 лет, другая студентам, третья — членам студенческого союза. Первая предоставляет льготы на негородской транспорт, например, аэроэкспресс, дает скидку в 50% на билеты в музеи и театры. Студенческий билет давал хорошую скидку на городской транспорт, очень дорогой в Швеции. А у студенческого союза есть договоренности со всевозможными кафе, магазинами, другими организациями, которые также предоставляют его членам скидки.

Комбинируя три скидки и получая стипендию, можно было нормально, не шикуя, жить в Стокгольме. Где-то половина стипендии уходила на оплату проживания в общаге, но это, на самом деле, было большим везением. С жильем в Швеции очень сложно, гораздо сложнее, чем во Франции или в Германии. В общежитии проживание гарантируется только для студентов не из Евросоюза. Мои европейские одногруппники переснимали какие-то углы, жили в хостелах или у друзей. Поэтому я была счастлива возможности жить в общежитии. Остававшихся от оплаты жилья денег хватало на достаточно простую жизнь — я покупала продукты в эконом-магазинах, обедала дома, но иногда удавалось даже что-то откладывать.

— Какое самое главное знание или умение, которое ты получила в процессе обучения?

— Я занимаюсь научной работой, планирую заниматься ей в дальнейшем, и с этой точки зрения учеба в Швеции мне очень помогла. В Вышке нам старались дать максимум знаний о методологии научных исследований, о том, как выстраивать исследовательскую работу в целом. Я была не самой худшей студенткой и что-то, безусловно, почерпнула. Но когда я приехала в Стокгольм и столкнулась с исследованиями там, я поняла, что это небо и земля. В Швеции я осознала, как много значит методология — с ее помощью одно и то же исследование можно сделать совершенно разным, и получить разные результаты. Моя магистерская диссертация в Вышке и мастер-тезисы в Королевском техническом университете очень сильно различаются по степени научной проработанности, по работе со ссылками, с цитированием, с источниками. Там принято брать более узкие темы, но прорабатывать их от и до.

Я не могу сказать, что у нас была такая уж сухая научная программа. Скорее уж она была как раз больше ориентирована на практику. Мы делали очень крутые практические проекты. В рамках курса медиаменеджмента, например, мы готовили проект для реальной газеты, шведского таблоида «Экспрессен». Мы встречались с представителями отдела маркетинга и продвижения газеты, и после проводили для них исследование по привлечению рекламодателей и улучшению позиций издания на рынке. В конце проекта мы устраивали презентацию для представителей газеты.

Кроме того, у нас было много гостевых лекций, в Швеции они очень популярны. В рамках одного курса гостевые лекции были у нас на протяжении целого модуля. Это здорово не только для получения знаний, но и для расширения базы контактов. В Швеции такие неформальные связи имеют большое значение — они помогают трудоустроиться.

— О чем твоя выпускная работа?

— Моя тема — предпринимательство в виртуальных сообществах, таких как Second Life или Avination. В Швеции их очень много, это довольно распространенный феномен. Мой научный руководитель, профессор из Стокгольмской школы экономики, сама занимается этой темой, и увлекла меня ей. Я исследую такое понятие как «avapreneurship», то есть предпринимательство с помощью аватара. Человек, действуя через свой аватар, ведет бизнес в виртуальном мире. Это целое свободное пространство с множеством видов бизнеса, от образовательных проектов до виртуальных концертов или конкурсов красоты. На мой взгляд, это очень интересная тема.

— Планируешь вернуться в Швецию?

— Хотелось бы. В Швеции здорово то, что получив учебный вид на жительство, ты получаешь право работать в стране. Те из студентов, которые не устроились куда-то в процессе обучения, пытались найти работу за лето, пока действует вид на жительство, и закрепиться там. Таким образом с «документальной» точки зрения переход от студенчества к работе проходит очень гладко. Трудоустроиться там вполне реально, нужно только знать шведский, но за два года его можно выучить на уровне, позволяющем проходить интервью.

Я вернулась в Россию по объективным причинам — из-за ребенка и семьи, но не думаю, что «с концами». Со Швецией меня теперь очень многое связывает.