В сентябре Гуманитарный центр «Пунктум» проводит серию лекций, посвященных искусству авангарда. Курс «От Матисса до Паолоцци» раскрывает проблему развития живописи XX века через анализ творчества крупнейших художников этого времени. 11 сентября состоялась лекция культуролога Ольги Поляковой о фовизме и о наиболее ярком представителе этого направления — Анри Матиссе.

«Манифест цвету». Фовисты провозглашают идею «высвобождения цвета». С помощью цвета они решают основные технические задачи — в том числе, например, проблему перспективы. Так, в картине «Купальщицы с черепахой» (Матисса) перспектива появляется благодаря градации оттенков синего. Матисс возвращает в живопись черный цвет: черный контур служит у него сильным цветовым акцентом, подчеркивает очертания предметов, но главное — передает особую пластику человеческого тела.

«Откровение пришло ко мне с Востока». Матисс много путешествует в поисках «вдохновения», основной предмет его интереса — восточная культура в самом общем понимании — мусульманское искусство стран Африки и православное в России. Благодаря первому в его творчестве появляется марокканская тематика, характерные пейзажи, орнаментальность, второе несколько меняет технику живописца — он осваивает приемы иконописи. Влияние древнерусской иконописи можно заметить в знаменитой картине «Стоящая Зора» — вытянутая фигура и абстрактный алый фон напоминают новгородские иконы.

Каждый гений проходит путь развития через перемену стиля. Как и его друг Пабло Пикассо (в творчестве которого специалисты выделяют бессчетное число периодов) Матисс никогда не был приверженцем одного стиля или направления. Он обращался к пуантилизму в поисках новых цветовых решений, работал в графике, отказавшись от цвета в пользу линии, занимался скульптурой и техникой декупажа, экспериментируя с объемом. Он вдохновлялся самыми разными течениями и периодами в истории искусства — от древнегреческой вазописи и византийских икон до постимпрессионизма и кубизма.

«Я рисую не женщину, я рисую картину». Так отвечал Матисс на обвинения в нарушении пропорций или в излишней декоративности. Его искусство служит принципиально новым задачам (слово fauve, от которого произошло название направления, в переводе с французского — дикий, хищный). Картины Матисса, действительно, казались современникам дикими: очищенная, пустая композиция, отсутствие деталей, какофония цвета… Но то, что некогда было диким, оказало большое влияние на дальнейшее развитие искусства. Русский авангард, немецкий экспрессионизм, французский сюрреализм — все это питалось идеями Матисса и вышло из его живописи.

Следующая лекция курса «От Матисса до Паолоцци» состоится 18 сентября. Вход — 300 рублей.