Зрители, прежде участвовавшие в кинопроизводстве разве что в рамках бесполезных фокус-групп, теперь, внося небольшие суммы на счет продюсера через краудфандинговые платформы, способны сами выбирать кино, которое хотят увидеть, а заодно получать приятные и эксклюзивные бонусы. Для режиссеров, не желающих зависеть от крупного капитала, это настоящая революция. T&P выбрали 6 самых интересных проектов.

Зак Брафф — актер, режиссер и вообще человек-оркестр, прославившийся как Джон Дориан из «Клиники», — как раз один из тех, кто ушел от крупных киностудий из-за жестких условий сотрудничества. Летом 2012 года Зак в соавторстве со своим братом Адамом написал сценарий нового фильма. Главный герой, которого и будет играть Брафф, переживает кризис среднего возраста и ищет в своей жизни смысл и предназначение. Не находя ни того, ни другого, он проводит свои дни, воображая себя идеалом своего детства — рыцарем будущего. Его то и дело возвращают в реальность финансовые проблемы и необходимость дать образование детям, но и в суровые будни он умудряется привнести немного рыцарства. По задумке Браффа, роль его друга должен был сыграть Джим Парсонс, звезда «Теории большого взрыва», однако продюсеры сочли это плохой идеей. «Они говорят, что вместо Джима лучше взять сексуального чистильщика бассейнов. С чего бы мне дружить с чистильщиком бассейнов?» — негодует Брафф в своем промо-ролике на Kickstarter. Непреклонность режиссера очень быстро оправдала себя: необходимые 2 миллиона долларов он собрал всего за три дня.

«Вероника Марс»

Роб Томас

Куда более азартным получился сбор средств на фильм по культовому американскому сериалу о Веронике Марс. В Америке была очень популярна эта история о девочке-подростке, после занятий помогающей раскрывать преступления своему отцу, частному сыщику. Сериал закончился в 2007-м, но полчища фанатов предсказуемо мечтали о продолжении, и в 2013 году сценарист и создатель сериала Роб Томас обратился к продюсерам с предложением снять полнометражный фильм. Не отвергая самой идеи, руководство студии решило не рисковать и поставило Томасу условие — собрать на производство 2 миллиона долларов, причем за месяц. Томас и исполнявшая главную роль Кристен Белл обратились с воззванием к фанатам «Вероники Марс», рассказав об условиях студии, и уже через 10 часов деньги были собраны. Съемки фильма начались этим летом.

Для сбора средств на свои проекты к краудфандингу прибегают не только начинающие режиссеры, но и такие состоявшиеся авторы, как, например, Спайк Ли. «Я независимый режиссер и навсегда останусь им. Производство инди-фильмов вынуждает постоянно искать средства на производство, но это необходимо, потому что мое видение отличается от того, которое стало привычным для крупных голливудских киностудий», — говорит он в своем ролике на Kickstarter. И действительно, большинство своих фильмов, поднимающих темы социального неравенства, чернокожий режиссер снял на деньги от других проектов, свои собственные или деньги, занятые у знакомых. Сейчас он всего лишь сменил площадку и этим значительно упростил себе работу. Его новый фильм уже собрал требуемые 1,25 миллиона долларов. У картины еще нет названия, но зато известно, что она будет «о людях, нуждающихся в чужой крови». Ли подчеркивает, что вовсе не планирует снимать очередной фильм о Дракуле.

«Каньоны»

Пол Шредер

Вот и любимцу крупных киностудий Полу Шредеру со своим последним проектом пришлось пойти по-другому пути. Сценарист легендарных фильмов («Таксист», «Бешеный бык» и «Последнее искушение Христа»), теоретик и режиссер дюжины других известных фильмов взялся снимать кино по сценарию Брета Истона Эллиса, автора «Американского психопата», с порнозвездой Джеймсом Дином и скандальной Линдси Лохан в главных ролях. Кроме всего прочего, впервые в актерском амплуа в фильме задействован Гас Ван Сент. Предсказуемо, что крупные студии отказались финансировать будущий шедевр, и точно так же предсказуемо, что на Kickstarter он собрал в полтора раза больше нужной суммы. У создателей фильма получился в итоге эротический триллер в стиле нуар, который был показан в Венеции и получил высокие оценки критиков, а уже в эту субботу его можно будет посмотреть на московском Амфесте.

«Аномалиса»

Дюк Джонсон

«Голливудские продюсеры тупые», — считает выпускающий необычные анимационные фильмы молодой режиссер и продюсер Дюк Джонсон. Он ответственен, например, за готический сериал «Портал доктора Франкенштейна» и комедийный мультфильм Beforel Orel: Trust. «В Голливуде хотят только денег и снимают исключительно то, что может их принести, вроде «Сумерек» и «Гарри Поттера». Так что 40-минутный мультфильм о побитом жизнью человеке, придавленном бессмысленностью собственного существования, не заинтересует их, даже если сценарий напишет знаменитый Чарли Кауфман», — жалуется Джонсон. Голливудские воротилы, может, и не заинтересуются, а вот посетители Kickstarter, влюбленные в «Вечное сияние чистого разума» и «Быть Джоном Малковичем» — еще как. Мизантропичный мультфильм снятый в технике stop-motion набрал нужную сумму, уже запущен в производство и должен выйти в конце этого года.

«Иносент»

Дюк Джонсон

«Иносент» — самый скромный с финансовой точки зрения фильм из упомянутых: его создателям едва-едва удалось собрать запрошенные 50 тысяч долларов. При этом именно он стал первой картиной с Kickstarter, получившей премию Оскар в категории «лучший документальный короткометражный фильм». Он рассказывает о 15-летней девочке-иммигрантке без документов и без дома, которая мечтает стать художницей и, несмотря ни на что, борется за свою мечту. Помимо Оскара лента получила специальный приз жюри на Аризонском международном кинофестивале, а также стала лауреатом Awareness Festival — фестиваля фильмов об острых социальных проблемах. В работе над этим проектом, к слову, принимала участие некоммерческая организация Shine Global, и вся прибыль от фильма будет направлена в этот фонд, на работу с такими детьми, как Иносент Изукар. Впрочем, полученный фильмом Оскар является не менее значимым достижением: осознание того факта, что с достаточно хорошей командой, сценарием и камерой для демо-ролика можно положить начало признанному в будущем кинопроекту, не может не поменять ничего в головах потенциальных и действующих режиссеров и продюсеров. Остается с нетерпением ждать новой волны на Kickstarter.