Британская газета Guardian составила свой список пяти наиболее радикальных мыслителей и рассказала о каждом из них в коротких видео-профайлах. T&P попытались выделить самое главное.

Ален Бадью

Ален Бадью — один за наиболее влиятельных ныне живущих французских философов. Среди его наиболее доступных и важных для массового читателя работ можно назвать обозначить книгу «Этика. Очерк о сознании Зла». Основной задачей этики в наше время считается сопротивление злу за счет вмешательства в жизни других людей: осуществления закона, военных интервенций, подавлению восстаний и бунтов. Философ считает, что эти действия не тождественны созданию Добра, которым и должна на самом деле заниматься этика. Для него этика — скорее фундаментальный взгляд на мир, часто предполагающий сохранения статус-кво, позитивная сила, а не предлог для реализации империалистических амбиций.

Вильгельм Райх

Вильгельм Райх был одним из наиболее талантливых учеников и, чуть позже, критиков Зигмунда Фрейда. Он не мог согласится с утверждением мастера о том, что рождение цивилизации определяется сексуальностью. Райх получил признание за свои убеждения в том, что предпосылки к депрессии возникают в детском возрасте из-за переноса патриархальных государственных паттернов в воспитание. С этой позиции он выступал с критикой социалистов и левых в целом, которые, по мнению психолога, несмотря на свою идеологию, продолжали воспитывать детей в деспотичном ключе. Идеи Райха в области сексуального воспитания и гигиены сильно опережали свое время и сейчас широко применяются в психотерапии. В конце жизни ученый увлекся нетрадиционной медициной и восточными практиками, которые не были приняты научным сообществом.

Макс Хоркхаймер

Один из основоположников франкфуртской философской школы, Хоркхаймер вернулся в Германию в пятидесятых и посвятил свои исследования феномену покупательского поведения. Он пришел к выводу, что пока суеверия, традиции и религия теряют власть во все более рациональном мире, им на смену приходят технологии и потребление. Именно они становятся новой мифологией, а логика потребления стала единственной в мире логикой. Счастье оказалось тождественно свободе использованию рынка, а люди начали позиционировать себя, примеряя те или иные «сущности покупателя».

Саймон Критчли

Саймон Критчли преподает философию в нью-йоркской The New School и шутливо определяет себя как «хорошо одетого постконтинентального космополитичного метросексуала». В своих трудах он развивает идеи неоанархизма, который реализуется в ежедневных практиках: в общении с друзьями и коллегами, влиянии на окружающую среду. Таким образом, человек создает пространство ненасильственной борьбы с корпорациями и государством — и это самое лучшее, что он может сделать в ситуации, когда ничего сделать нельзя: насильственная борьба с этими силами невозможна.

Людвиг Фейербах

Людвиг Фейербах — философ XIX века, который сильно повлиял на все левое движение и в частности на Маркса. Его работы были часто направлены в будущее и призывали переходить от теоретических спекуляций к практическому изменению действительности. Фейербах выступал с критикой христианства и других форм иерархического мышления. Он утверждал, что в образе всезнающего, всемогущего Бога люди проецируют неограниченные способности всего человечества и должны повернуть эту проекцию вспять. При этом он с симпатией относился к содержанию религии и считал, что она, обеспечивая некоторые человеческие потребности, была скомпрометировано самими людьми.

Более подробно ознакомиться со списком Guardian можно по ссылке.