В сентябре гуманитарный центр «Пунктум» проводит серию лекций, посвященных искусству авангарда. Курс «От Матисса до Паолоцци» раскрывает проблему развития живописи XX века через анализ творчества крупнейших художников этого времени. 18 сентября состоялась лекция культуролога Ольги Поляковой об экспрессионизме и об одном из самых значительных художников этого направления — Эдварде Мунке.

Протест

Экспрессионизм, как и многие другие авангардистские течения, начинается с протеста. Но на этот раз он направлен не против конкретной художественной техники или традиционных форм выразительности («музейного лака»), это протест против всего общества, против толпы, чье равнодушие привело к страшной, нелепой войне, унесшей тысячи жизней. Экспрессионизм ставил перед собой задачу духовной переориентации человека. Поэтому он избрал эмоцию своим главным оружием в борьбе с косностью.

«Крик» как символ эпохи

Этот образ по популярности мог бы соперничать с «Джокондой». «Крик» Эдварда Мунка — это эмоция всего послевоенного поколения, эмоция, которая звучит впервые за всю историю живописи. Картина Мунка лучше других доказывает, что принцип эмоционального воздействия в экспрессионизме определяющий, ему подчиняется вся художественная техника. Концентрические линии пейзажа, ярко-алый цвет заката, лицо, превращенное в безликую маску — все это складывается в сильнейший образ, в «бесконечный крик, пронзающий природу». Интересно, что пейзаж на картине отнюдь не символический, это реальное место в Норвегии — тропинка, ведущая, с одной стороны, к скотобойне, с другой — к женской психлечебнице.

Рембрандт, Ван Гог и Гоген

Три главных художника в жизни Мунка. О влиянии первого говорят темные тона на картинах Мунка и особенное внимание к тени (здесь усиливается символизм рембрандтовского образа; особенно ярко проявляется в «Зрелости»). У Ван Гога Мунк частично позаимствовал технику «удлиненного» мазка, концентрические линии, которыми создавалась перспектива. Влияние Гогена заметно в прорисовке женской фигуры. Из-за схожести в технике многие относили Мунка к импрессионистам, но у его картин иное смысловое наполнение: его интересует не конкретный момент бытия, но вечные вопросы человеческой жизни.

Мотивы боли и одиночества

Темы, которые постоянно встречаются в живописи Мунка. Это не просто печать тяжелого времени, но сама природа его личности, его таланта. Мрачная северная колористика в сочетании со скандинавским эпосом, которым художник зачитывался в детстве, сформировали натуру замкнутую и болезненную. Эти наклонности усилились в связи с трагическими событиями, которые ему пришлось пережить (ранняя смерть матери, смерть любимой сестры и самоубийство друга). Герои картин Мунка всегда одиноки. Это может быть подчеркнутое, гротескное одиночество (как в «Крике») или одиночество тайное, как будто скрываемое (в «Вампире», в «Поцелуе»). Эта тема, сопряженная с сильнейшей болью, проходит через всю жизнь Мунка — и становится главной в его последнем «Автопортрете». Норвежский гений умер в полном одиночестве, разбитый тяжелой болезнью, отграниченный от всего мира в оккупированной стране.

Следующая лекция курса «От Матисса до Паолоцци» состоится 25 сентября. Вход — 300 рублей.