Результаты реформы, которая превратит библиотеки Москвы в дружелюбные общественные пространства, можно увидеть уже сейчас: не так давно на Чистых прудах открылась обновленная библиотека имени Федора Достоевского, а теперь еще и библиотека «Проспект» у метро Юго-Западная. Выглядит она действительно очень современно: в ней непривычно много света и стекла, а книги можно читать и в бумажном, и в электронном варианте. T&P выяснили, какие перемены ждут посетителей «Проспекта» и каким образом библиотека теперь сможет объединить образовательные и социальные функции.

Александр Свердлов

архитектор, сооснователь архитектурного бюро SVESMI (Роттердам)

Полтора года назад совместно с командой Бориса Куприянова мы провели большое междисциплинарное исследование библиотек, которое инициировал Департамент культуры Москвы. С одной стороны, команда изучала функционал библиотеки, ее фонд, качество предоставляемых услуг, наличие Wi-Fi, тех или иных книг и так далее. А мы, со своей стороны, исследовали библиотеки в контексте города: смотрели, функционируют ли их адреса на городском уровне, как устроено их внутреннее и внешнее пространство, как они коммуницируют с городом, какой у них интерфейс. Вместе мы составили перечень комплексных рекомендаций и потом в соответствии с ними разработали пять пилотных проектов. Библиотека «Проспект» — один из них.

Все проекты разрабатывались с прицелом на конкретный контекст. Скажем, библиотека Достоевского находится в центре, где очень насыщенная и интересная жизнь, поэтому из нее получилась такая библиотека-витрина. А «Проспект» находится на окраине большого микрорайона, разумеется, хотелось бы, чтобы она стала новым общественным пространством для местных жителей. И, кроме того, она имеет еще одну важную функцию: из нее будет осуществляться доставка книг в онкологический центр и в соседние больницы.

Что касается внутренних изменений, мы оптимизировали хранение книг, благодаря чему освободилось больше пространства и появилась возможность делать более разнообразное зонирование для разных режимов работы. В одном месте можно листать газету и пить кофе, в другом читать и работать за компьютером, в третьем вместе готовиться к курсовой или смотреть фильм с детьми. Важно, что появилась читальная комната с большим столом, за которым люди могут сидеть друг напротив друга, видеть обложки книг и может быть даже знакомиться по интересам. Появилось лобби, и теперь, входя в здание, вы не утыкаетесь в гардероб, а вас встречает рецепция, где библиотекарь говорит: «Здравствуйте! Чем я могу вам помочь?» Появились и другие вещи, которых никогда раньше не было: доска объявлений, программа, зеркало, часы, кофе-машина, вода и автомат с бутербродами.

Библиотека изменилась и снаружи. Поскольку она находится при въезде в Москву, у кольцевой, то мы сделали крупную вывеску, которая должна быть хорошо заметна тем, кто едет по шоссе. В соседних домах живут тысячи людей, они тоже видят эту вывеску и понимают, что у них появилась новая библиотека. Фундаментально важно, что у библиотеки открытый фасад без занавесок, то есть теперь москвичи, проходя по улице, видят других москвичей, читающих внутри.

Борис Куприянов

российский издатель и публицист, заместитель директора Московского городского библиотечного центра

У этой библиотеки есть отдельная очень важная социальная функция: отсюда будут развозить книжки и ридеры в социальные и медицинские учреждения, расположенные в окрестностях Новой Москвы и Юго-Западного округа. У нас уже есть договоренность с детским онкологическим центром, который располагается совсем рядом. Раз в неделю будет приезжать специалист, который соберет необходимые читателям книги или закачает литературу, а потом на автомобиле или на мотороллере ее развезет.

Вторая функция библиотеки — объединять людей и стать культурным центром района. Мы аккумулировали опыт, существующий в мире и в Москве. В данном случае нас интересовали библиотеки, которые работают не на весь город, а на локальное сообщество, как, например, библиотека Ахматовой. Это очень важно, потому что библиотека — это фактически последняя бесплатная культурная услуга, которая у нас осталась.

Уже сейчас сюда приходит много людей. Мы рассчитывали, что увеличим количество посетителей в два раза, но, думаю, эта цифра станет намного больше. Самое интересное, что людей, которые традиционно ходят в библиотеки, не пугают новшества, они им скорее радуются. И в то же время здесь появляются совершенно новые категории людей, которые раньше вообще никогда в библиотеки не ходили. Меня часто обвиняли, что я охочусь за Неуловимым Джо — молодым человеком в возрасте от 20 до 40 лет, но именно эта категория сейчас больше всего интересуется новой библиотекой. Бесплатный Wi-Fi, бесплатный интернет, возможность что-то распечатать — все эти изменения для них очень ценны и именно они их привлекают.

У нас есть две библиотеки, которые уже сейчас изменяются без капитального ремонта: это библиотека им. Алексея Толстого на Кутузовском проспекте и, так называемая, библиотека Префекта на Марксистской. А в ближайшее время обновятся еще и библиотека Первого Мая на площади Гагарина, библиотека на улице Перерва у метро Братиславская и детская библиотека на улице Аргуновского.

Тамара Ивановна Джафарова

заведующая отделением обслуживания библиотеки «Проспект»

Люди старшего поколения переживали, что библиотека превратится в медиацентр, поэтому, пока шел ремонт, они все время приходили, звонили, спрашивали. Но сейчас, видя, что библиотека осталась на месте, они очень довольны и говорят, что все изменения им понравились.

Вообще, наиболее читающие посетители — это пенсионеры и школьники, студенты тоже ходят, но меньше. А среднее поколение говорит, что не успевает из-за работы, поэтому они бывают редко, наскоками.

Самой большой популярностью у нас пользуется православная литература, а среди людей более пожилого возраста — военные мемуары. Многие приходят читать книги серии ЖЗЛ, поэтому мы собрали их в огромном количестве и выделили под них отдельный стеллаж. Ну и, конечно, многие следят за новинками, особенно за Рубиной, Граниным. Правда, новые книги мы получаем только в одном экземпляре, поэтому людям часто приходится подолгу ждать своей очереди.