Ученый-когнитивист Стивен Харнад изучает эволюцию языка и считает, что в скором будущем интернет сделает мозг больше человеческой головы. В своих опытах он заставляет искусственный интеллект травиться ядовитыми грибами и пропагандирует концепцию «дымописи». Об этом и многом другом профессор прочитал лекцию для образовательного проекта Knowlege Stream, а «Теории и практики» записали главные тезисы ученого.

Стивен Харнад — профессор философии, преподает в университете Квебека и университете Саутгемптона. В 1987 году Стивен представил концепцию «научного скайрайтинга» и предложил создать электронный архив информации, сгруппированной по темам, с возможностью комментирования. Сегодня Харнад развивает международный интернет-проект Global Open Access List и лоббирует возможность всестороннего свободного доступа к информации.

Когнитивное познание полагается на категоризацию: все, что попадает в определенную категорию — похоже, все, что не попадает — отличается. Возьмем в качестве примера грибы. В мире грибов нужно знать лишь то, какие из них ядовиты, а какие съедобны. Но тут приходится полагаться на опыт предков. В Америке такого опыта нет, так что люди пренебрежительно относятся к грибам. Однако когда к нам в Принстон приехали русские, они быстро рассказали, какие грибы можно есть. Нам не пришлось травиться, чтобы узнать это.

Кто-то изучает категории методом проб и ошибок, но мы можем выбрать легкий вербальный путь. Это может делать только наш вид. Но вот что интересно: когда мы проанализировали, какие изменения происходят в мозговых волнах по мере того, как разные люди изучают категории двумя разными способами, оказалось, что диаграммы идентичны.

Искусственный интеллект тоже может изучать категории вербальным путем. Мы поставили перед компьютерами задачу: разделить виртуальные грибы на три категории: ядовитые, съедобные и неизвестные. Компьютеры сообщали друг другу: «ешь», «отметь» или «вернись». В результате «выжили» те, кто смог научиться отличать ядовитые грибы от съедобных после сообщения, а не эмпирически. Возможность учиться вербально — выбор сильнейших.

Глоссогония — это эволюция языка, от первичных слов и жестов до Google. История развития коммуникаций, от создания слов до появления когнитивного общения в интернете. За все это время мы пережили четыре революции. Первая случилась, когда возникла речь, вторая — когда появилось письменность, третьей стало изобретение печати, а четвертая имеет место сейчас.

Четвертая революция в истории языка — то, что я метафорически называю «скайрайтингом» или «дымописью». Знаете, когда самолеты «пишут» слово в небесах. Интернет фактически позволяет нам делать то же самое: мы записываем нечто, и это мгновенно видит множество людей. Никакого ожидания в типографии, никакой почты, никаких конвертов: познание и общение теперь происходит со скоростью мысли. «Дымопись» способствует развитию когнитивного восприятия, а возможность критиковать идеи других людей делает ваш ум более интерактивным. «Скайрайтинг» позволяет нам взаимодействовать даже с текстами авторов, которые давно погибли. Возможно, интернет способен таким образом сделать познание распределенным. Сделать человеческий мозг больше человеческой головы.

«Скайрайтинг» — это инстинкт говорить. Так что я думаю, со способностью общаться в интернете можно родиться, точно так же, как мы рождаемся со способностью выражать свои мысли вербально. Я не верю, что праязык начался с речи. Мне кажется, что сначала ее функцию выполняли жесты. Пантомима была нашим первым языком. Были ли эти жесты одинаковыми для всех людей в мире? Думаю, нет. Так что, вероятно, у человечества не было общего праязыка в том смысле, в каком сегодня мы понимаем это.