19 сентября в культурном центре «Пунктум» прошла первая лекция из серии «История и религиозная культура Индии». Лектор — Сергей Щербак, культуролог, преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института, — рассказал о зарождении философии в Древней Индии.

Корни философского дерева


Философское разнообразие, огромное количество школ и течений в Индии уходит своими корнями прямиком в леса, куда уходили брахманы после пятидесяти лет жизни. В дальнейшем скитающиеся по всей Индии, эти мудрецы собирались в период дождей в древних храмах и там обменивались идеями и развивали их. Так складывалась философская среда, и в дальнейшем в связи с социально-политическими изменениями, появлением городов и правителей, опиравшихся на самые стройные философские учения брахманов, столь востребованная философская мысль развивалась и множилась, становясь инструментом политического воздействия и способом изменить неугодное общественное устройство, например, отменить деление на сословия.

«Услышанные» Веды


Древнейший источник философской мысли в Индии — Веды, сборник священных писаний. У Вед нет и не может быть автора, они были услышаны мудрецами как звуки космической истины. Складывается основной корпус Вед примерно за тысячелетие до VII-VI века до н.э. Веды делятся на четыре части: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. К каждой из них примыкают три сборника комментариев: брахманы, араньяки и упанишады. Важной составляющей Вед была музыка, ведь очень долгое время эти тексты существовали только в устной традиции и наизусть заучивались вместе с мелодиями и ритмами при помощи специальных техник запоминания.

Ритм перерождений и стремление к пустоте


В текстах Вед уже поставлены практически все основные философские вопросы и проблемы, который позднее будут развиваться и вырастать в различные религиозные и философские традиции. Например, понятие «рита» — мироустройство, «порядок вещей» — близко нашему слову «ритм». Это нечто, существовавшее до богов и управляющее миром. То, на что откликается все наше существо. «Рита» предполагает описание полного цикла, возвращение каждой вещи в свое состояние. Отсюда исходит и понятие реинкарнации. В связи с этим, категории «хорошо» и «плохо», социально окрашенные в философии Древней Греции, наделяются индивидуальным значением. То хорошо, что поможет тебе на твоем личном пути в следующей жизни, и то плохо, что задержит твое путешествие, если ты стремишься достичь совершенства — «великой пустоты» и выйти из круга перерождений.

«Только он знает или же не знает»


В древнеиндийской философии нет четкой космогонической схемы. Десятая мандала Ригведы описывает кратко очень разные подходы к мифу о сотворении мира: здесь и описание, похожее на теорию большого взрыва, и принцип желания как основной созидательной силы, и намек на существование кого-то, кто надзирает за миром и знает об этом все или же не знает.

Учение о жертве и обществе


В Ригведе упоминается первочеловек Пуруши, который приносит себя в жертву богам через расчленение, и из частей его тела возникают сословия в обществе. Уста его становятся брахманами (высшим сословием мудрецов), плечи — кшатриями (управленцами), бедра — вайшьями (землевладельцами, скотоводами, торговцами), ноги — шудрами (низшим обслуживающим сословием). Представители первых трех сословий называются «дважды рожденными» и обучаются Ведам, тогда как четвертому сословию это недоступно.

Ученик, обыватель, отшельник и странник


Человеческая жизнь в Древней Индии подразделяется на четыре равных периода из расчета на 100 лет жизни. Первый — Брахмачарья, ученичество, когда мальчики из трех первых сословий в 8-12 лет поступали под начало брахмана обучаться Ведам. Второй период — Грихастха, посвятить который необходимо созданию семьи, рождению детей, домохозяйству и служению личным целям: достижение богатства или удовольствий. Третий, Ванапрастха, знаменуется уходом в леса, подготовкой к отречению от мирского. И наконец при наступлении четвертого, Санньясы, примерно в 75 лет, необходимо отправиться в странствие и полностью посвятить себя только духовному развитию.