19 сентября в рамках проекта «еСОЗНАНИЕ/eCONSIOUSNESS» прошла лекция Гарнета Герца, рассказывающая о взаимосвязи науки и искусства в современном мире. «Теории и практики» записали самое интересное из ответов на вопрос, могут ли художники создавать новое знание.

Гарнет Герц, канадский художник, научный сотрудник Калифорнийского университета Ирвайн, разработчик нескольких научных и художественных проектов

«Мобильный робот, управляемый тараканом» — проект Герца, с которым он приехал в Москву. В специально разработанную художником биотехническую систему помещен мадагаскарский таракан, который с помощью датчиков управляет трехколесным моторным средством. В основе этого эксперимента лежат понятия биомиметики и киборгизации. Эксперимент одновременно затрагивает вопросы кибернетического и культурологического порядка: к первому относится проблема установления коммуникации между живым существом и машиной, ко второму — общий вопрос о влиянии кибернетики на современную культуру. Эксперимент подтверждает гипотезу Герца о расширении границ науки. Что это: арт-проект или научный эксперимент?

Videodome и Outrun — два других проекта Герца, посвященные проблеме взаимодействия науки и искусства. Первый имеет подзаголовок «Посмотри, как ты чувствуешь» и представляет собой купол, в который помещены 16 различных видеокамер. Под этот купол встает человек, а камеры проецируют изображения его лица со всех возможных ракурсов с помощью специальной переключающейся системы. Каждую секунду воспроизводится изображение примерно с 10 камер. Герц называет свое детище «искаженная гугл-стрит панорама вашего лица». Второй проект совмещает в себе электрическое средство передвижения и компьютерную игру. Герц решил доработать простой игровой автомат, заставив его действительно передвигаться в пространстве. Эксперимент демонстрирует, как восьмибитная компьютерная анимация накладывается на реальную жизнь — то есть преображает реальность по законам виртуальной игры.

Что такое знание? Прикладной аспект. В прикладном смысле в современном мире большое значение имеет распространение знания. Первый шаг к распространению — публикация научных работ — то, чем Герц и его коллеги занимаются постоянно. Получается, что «расходный материал» любого знания — бесконечные стопки бумаг. Герцу пришло в голову, что если превратить этот материал в объект искусства, то есть преобразить форму по художественным законам, то со-источником знания может стать само искусство. Он предложил 70 ученым со всего света разработать альтернативные носители знания. Люди присылали ему аппликации, коллажи из фотографий (на которых были лаборатории, места, в которых производились исследования и даже сами ученые в 5-летнем возрасте с исследовательской аппаратурой). Философы присылали концепты, написанные от руки, лингвисты переводили свои исследования на редкие языки, чтобы с помощью языка преобразовать проецируемую картину мира (так, одна знакомая Герца прислала документ на языке аборигенов Северной Австралии). Из всего этого материала Герц вручную с помощью степлера, клея и ниток сделал книжки формата Infolio и послал их и в научные центры, и в художественные галереи.

Философский аспект знания — и его связь с искусством. Если наука производит знание, то искусство, по мнению Герца, рождает контр-знание — то есть продукт, противоположный научному по своей природе, но имеющий с ним общую основу. Искусство «исследует будущее», выстраивает парадигму сознания, вектор движения мысли. Так как оно пользуется средствами, недоступными науке, оно может делать более смелые выводы. Искусство бездоказательно, следовательно, оно не выдвигает гипотезы, а ставит вопросы. Пользуясь этим утверждением, Герц относит собственные исследования к области искусства и называет себя художником.

Формула Гарнета Герца: 4 шага к созданию контр-знания

— Найти ключевую метафору исследуемой области. Например, если мы говорим о компьютере, ключевая метафора — рабочий стол.

— Найти аспект/значение, которое не включает в себя конкретная метафора. В случае с компьютером — это движение.

— Преобразовать метафору таким образом, чтобы исключаемый аспект стал еt центром. То есть сделать принцип движения определяющим.

— Создать альтернативный продукт, имеющий в основе «перевернутую метафору». Новый вид интерфейса, который базируется на взаимодействии движущегося тела с компьютером.