Одна из самых интересных программ фестиваля «Послание к человеку» посвящена незаконченным фильмам — в ней покажут много редкостей, в том числе и с пленки. T&P попросили куратора этой программы рассказать о ее концепции.

Томас Бирд, куратор кинопрограмм, в том числе для MoMA PS1 и Whitney Biennial 2012

«История программы незаконченных фильмов для «Послания к человеку» начинается с моего сотрудничества с нью-йоркской галереей «Глэдстоун» — там впервые была показана подобная подборка. Меня потрясают фильмы, существующие в подобном промежуточном состоянии — мы смотрим как будто сразу два фильма: тот, что на экране, и другой, воображаемый, который мог бы получиться и который мы пытаемся воссоздать. Холлис Фрэмптон, центральный персонаж этой программы, сказал, сравнивая своего «Магеллана» с Памятником III Интернационалу Татлина: «Памятник не был возведен. Но есть и другой способ возводить памятники. Их следует возводить нематериально, в своем воображении».

Все фильмы, которые будут показаны, не были закончены, но степень и принципы их незаконченности сильно разнятся: какие-то были заморожены по экономическим причинам, какие-то по политическим, а какие-то брошены авторами от отчаяния. Однако незаконченость некоторых является скорее концептуальным ходом. К примеру, «Заметки в поисках африканского Ореста» Пазолини — это, по сути, законченный фильм, но представляет собой размышления о том, что могло бы получиться из замысла поставить трагедию Эсхила в постколониальной Африке. Незаконченное кино как жанр, пожалуй, принадлежит в основном истории, но можно найти интересные вариации на эту тему и в современных работах. Например, в программе есть фильм «Пэгги и Фрэд в аду» Лесли Торнтон о детях, оказавшихся в аду, — это фантастическое размышление о пост-аппокалиптической реальности. Его незаконченность заключается в открытости формы: с 84-го года с каждым показом кое-что в нем менялось, перемонтировалось, добавлялись другие версии эпизодов.

Я старался привезти на пленке все, что было на нее снято, но получилось только с Эйзенштейном, Кеннетом Энгером и Холисом Фрэмптоном. Какие-то из них более известные, какие-то менее, но есть и то, что известно, но не в качестве незаконченных проектов: немногие знают, что «Красно-коричневый момент» Энгера — это всего лишь часть незаконченного фильма. «Орсон Уэллс в Испании» — незаконченный документальный фильм о незаконченном фильме, и это действительно редкость. В любом случае взгляд на эти проекты как на незаконченные дает возможность воспринять их в новом контексте».

22 сентября, 22.00

Фильм о Мексике, Сергей Эйзенштейн, 16 мм, 1930–1931, 90 мин.

23 сентября, 22.00

«Красно-коричневый момент», Кеннет Энгер, 1949, 6 мин.

«Королева Келли», Эрих фон Штрогейм, 1928, 97 мин.

24 сентября, 21.00

«Орсон Уэллс в Испании», Альберт Мэйслес, ДэвидМэйслес, 1966, 10 мин.

«Заметки в поисках африканского Ореста», Пьер Паоло Пазолини, 1970, 73 мин.

25 сентября, 21.00

«Пегги и Фред в Аду: пролог», Лесли Торнтон, 1984, 21 мин.

«Пегги и Фред в Канзасе», Лесли Торнтон, 1987, 11 мин.

«Пегги и Фред и Пит», Лесли Торнтон, 1988, 23 мин.

Материалы с Гаити, Майя Дерен, 1947–1954, 30 мин.

26 сентября, 21.00

«Рождение Магеллана», Холлис Фрэмптон, 1977–1980, 6 мин.

«Магелланов пролив. Черновики и фрагменты», Холлис Фрэмптон, 1974, 1 мин.

«Великое искусство Знания», Дэвид Гэттен, 2004, 37 мин.

«Магеллан: у ворот Смерти», Холлис Фрэмптон, 1976, 5 мин.

«Глория!», реж. Холлис Фрэмптон, 1979, 10 мин.

Все показы пройдут в киноцентре «Великан» в 3-м зале.