Вслед за библиотеками и образовательными центрами в виртуальное пространство постепенно переходят и музеи. Главной платформой, объединяющей сотни мировых музеев, галерей и архивов, стала Академия культуры Google. «Теории и практики» поговорили с Петром Адамчиком — одним из руководителей проекта, и выбрали 5 интересных вариантов для онлайн-экскурсии.

Петр Адамчик, руководитель программ по Южно-Восточной Европе и СНГ Академии Культуры Google, специалист в области цифровой культуры и истории

Виртуальное посещение галереи должно отличаться от простого просмотра картинок на компьютере. Для этого мы попытались создать максимально большой контекст вокруг каждой работы. Например, картину, выставленную в одном музее, можно сопоставить с эскизами той же самой картины, хранящимися в другом. Отправляясь на виртуальную прогулку по Версалю, можно просмотреть посвященные ему видео- и фотоматериалы. А полотно Ван Гога «Спальня в Арле» можно разглядывать вместе с письмом художника к Гогену, в котором он объясняет замысел своей картины.

Многие боялись, что онлайн-галереи могут стать проблемой для традиционных музеев. Считалось, что между ними возникнет конкуренция. Но, как ни странно, чем больше у музея виртуального контента, тем больше у него и физических посетителей. Во-первых, люди, посмотревшие онлайн-версию галереи, уже точно знают, что в ней можно найти. Во-вторых, если ознакомиться с материалом заранее, то будет гораздо интереснее увидеть его вживую. Таким образом, у людей появляется намного больше стимулов сходить в музей или на выставку.

Интересно, что большие музеи, такие, как Метрополитен, первое время выкладывали в интернет только сотню экспонатов, в то время как маленькие галереи выставляли сразу по тысяче и вообще чувствовали себя в интернет-среде гораздо увереннее. Для небольших музеев существенно, что, разместив свою коллекцию на сайте, они получат миллион новых посетителей — то есть больше, чем за всю их историю. Поэтому они первыми стремятся ко всему новому.

Когда я работал в музее, мы тратили кучу времени и денег на развитие технологий, которые Google теперь делает бесплатно. Конечно, в идеале, музеи вообще не должны заниматься техническими вопросами. Пусть лучше сосредоточатся на выставках, пусть тратят деньги на новых кураторов и сотрудников. А заботу о видео и онлайн-презентациях можно переложить на Google или подобные компании.

Кумранские рукописи, или свитки Мертвого моря, датирующиеся периодом с III в. до н. э. по I век н. э., были найдены еще в середине прошлого века, но с тех пор доступ к ним имело только несколько человек. Оцифрованный архив дал возможность сделать рукописи доступными для широкой аудитории. Теперь любой может посмотреть древние свитки в большом разрешении, при желании прочитать перевод и найти на Google Maps упоминающиеся там географические объекты.

Двери Белого дома открылись для интернет-посетителей еще в апреле 2012 года. Правда, из четырех этажей резиденции доступны только первые два, и то частично. Но зато, кроме самих комнат, можно разглядывать и картины: все они сняты в большом разрешении, позволяющем увидеть даже мелкие детали. А знаменитый портрет Джорджа Вашингтона, висящий в Восточной комнате, был сфотографирован по технологии «гигапиксель», позволяющей приблизить изображение настолько, чтобы можно было рассмотреть на нем каждый мазок кисти.

Виртуальный архив включает в себя фотографии, документы, письма Нельсона Манделы, а также дневниковые записи, которые он вел во время тюремного заключения. Многие материалы никогда ранее не публиковались. Архив раздел на несколько секций, каждая из которых посвящена отдельному периоду жизни Манделы, начиная от юного возраста и заканчивая годами после отставки.

Виртуальная коллекция включает в себя экспонаты музея в Хиросиме, объединенные в несколько тематических галерей. Например, в одной из них можно рассмотреть вещи погибших и прочитать последние слова, сказанные их хозяевами перед смертью. А в другой — увидеть дневники студентов, которые по стечению обстоятельств оказались недалеко от эпицентра взрыва.

Галерея посвящена двум влюбленным — Эдеку Галинскому и Мале Циметбаум, которые пытались бежать из лагеря под видом офицера СС и заключенной. По фотографиям, документам и воспоминаниям других узников создатели галереи попытались восстановить историю жизни Эдека и Малы, начиная от того момента, когда они попали в лагерь и вплоть до ее трагического финала.