В своей книге «Радость боли: злорадство и темная сторона человеческой природы» социальный психолог Ричард Смит изучает, как чужие несчастья вызывают радость у других людей. В статье для журнала Discover он рассказал о причинах популярности таблоидов и о том, как ошибки могут стимулировать симпатию.

Американский философ и государственный деятель Эдмунд Берк еще в XVIII веке предположил, что театральные зрители с воодушевлением покинут драматическую постановку, если узнают, что на ближайшей площади казнят преступника. В недавней биографии Мао Цзэдуна указывалось, что диктатор не просто имел страсть к беспорядочному разрушению, но еще и искренне полагал, что большинство людей предпочтет войну постоянной гармонии. «Длительные периоды мира невыносимы для человека. В этом состоянии должны возникать постоянные приливные волны беспокойства», — говорил он.

Мы можем согласиться с тем, что людям нравится наблюдать за разрушениями, катастрофами и несчастьями, пока они происходят с другими людьми. Это подтверждается популярностью таблоидов, а также широким освещением в медиа стихийных бедствий, криминальных происшествий и скандалов.

В ходе небольшого исследования, проведенного вместе с социальным психологом Кейти Бушер, ученые выявили связь ь между статусом звезд, которые в течение 10 месяцев упоминались на страницах таблоида The National Enquirer, и масштабами бедствий, которые были с ними связаны (разводы, скандалы, увеличение веса, проблемы со здоровьем и т.д.). Чем сильнее увеличивался статус знаменитости в освещаемой истории,тем выше были шансы, что это связано с несчастьями. Несмотря на то, что публичные люди очаровывают нас, они в то же время кажутся нам более успешными, чем мы сами. Это может порождать скрытую или явную зависть.

Исследование социального психолога Эллиота Аронсона установило, что во время кризиса в заливе Свиней в шестидесятые, когда американские военные предприняли неудачную попытку высадки на побережье коммунистической Кубы, рейтинг президента Кеннеди значительно повысился — несмотря на провал операции.

Когда телеведущая, автор книг и создательница медиа-империи Марта Стюарт была приговорена к тюремному сроку на пять месяцев за использование инсайдерской информации при игре на бирже, она стала легкой мишенью для таблоидов. Некоторые из них винили Стюарт в том, что до заключения под стражу ее жизнь была «слишком идеальной». Соблазн прочитать о неудачах знаменитостей для многих может оказаться непреодолимой — это и объясняет успех бульварных журналов.

Но подобные события могут задействовать в психике человека и другие механизмы — не только скрытое злорадство. Исследование социального психолога Эллиота Аронсона установило, что во время кризиса в заливе Свиней в шестидесятые, когда американские военные предприняли неудачную попытку высадки на побережье коммунистической Кубы, рейтинг президента Кеннеди значительно повысился — несмотря на провал операции. В недавнем эксперименте испытуемым предлагали прослушать непрофессиональное исполнение футбольного гимна. Если исполнитель при записи случайно опрокидывал кружку кофе, и это было слышно на записи, его исполнение вызывало больше симпатий, чем если ничего подобного не происходило. Подобный эксперимент может послужить хорошим уроком для Стюарт. Как бы мы не восхищались другими людьми, их неотразимое совершенство может оказаться помехой для того, чтобы они начали по-настоящему нам нравиться. Ошибки и несовершенства очеловечивают, примиряют их с нами, делают совместное пребывание более комфортным. Поэтому если хотите кому-то понравится — избегайте идеальности. Не бойтесь иногда показать, что вы тоже можете ошибаться.

Полностью прочитать статью Ричарда Смита можно на сайте журнала Discover.