В 2006 году Славой Жижек выпустил видео-эссе «Гид извращенца по кинематографу», в котором подверг психоанализу такие картины как «Матрица», «Головокружение» и «Чужой». Теперь философ возвращается с фильмом «Гид извращенца по идеологии», где продолжает анализировать кино и его идеологическую составляющую. T&P перевели его тезисы о фильмах «Темный рыцарь» и «Они среди нас».

«Они среди нас»

Не только реальность порабощает нас. Трагичность нашего положения заключается в том, что даже спасаясь от мира в собственных мечтах, мы все равно не покидаем пространства идеологии.

Фильм «Они среди нас» — без сомнения один из выдающихся шедевров голливудского левого движения. Это история Джона Нада (на испанском языке Нада обозначает «ничто»), чистого субъекта, лишенного какого-либо значительного содержания. Он — бездомный рабочий в Лос-Анджелесе, который случайно находит в заброшенной церкви таинственную коробку с солнцезащитными очками. Когда он надевает их во время прогулки по улицам города, Нада выясняет, что очки действуют как фильтры для разоблачения идеологии. Они позволяют увидеть правду, которая скрывается за пропагандой, рекламой, постерами и глянцем. Вместо плаката «Отправьтесь в отпуск своей мечты» появляется закодированное сообщение на сером фоне — «Женитесь и размножайтесь».

Мы живем в пост-идеологическом обществе. Социальные власти обращаются к нам не как к субъектам, которые должны жертвовать собой, выполняя определенные обязанности, но как к субъектам удовольствий: «осознай свой истинный потенциал», «будь самим собой», «живи беспечно». Когда на вас надеты очки, вы видите диктатуру демократии. Это невидимый порядок, который поддерживает вашу видимую свободу.

Пессимизм картины состоит в том, что идеология не просто навязывается нам извне. Она превратилась в спонтанную реакцию человека на его социальную жизнь. Мы развили нашу идеологию до состояния радости. Выход из пространства идеологии ранит человека, это болезненный опыт. И когда главный герой пытается заставить своего лучшего друга надеть очки, тот отказывается и начинает с ним драку, которая длится целых восемь минут. Это самый иррациональный момент фильма. Почему он отказывается надеть очки? Такое ощущение, что на самом деле герой знает, что живет среди лжи, и не хочет видеть правду, потому что она может разбить его иллюзии, оказаться болезненной.

«Темный рыцарь»

По-настоящему неприятный момент, связанный с «Темным рыцарем», заключается в том, что он возвышает ложь до принципа организации нашей социальной и политической жизни. Наше общество может стабильно функционировать, только если оно основано на лжи. Истина, заключенная в Джокере, несет с собой разрушения, распад социального порядка.

На пути к финалу ложь работает, как горячий картофель, который герои фильма перебрасывают друг другу. Сначала лжет прокурор Харви Дент, утверждая, что на самом деле это он скрывается под маской Бэтмена. Потом свою собственную смерть симулирует честный полицейский Гордон. В конце фильма сам Бэтмен берет на себя ответственность за преступления, совершенные Дентом, для того чтобы сохранить доверие общественности в системе права. Идея в том, что если люди узнают, насколько испорченным оказалось основополагающее ядро правовой системы, все начнет рушится. Значит, нам нужна ложь, чтобы сохранять порядок.

В этом нет ничего нового. Подобные суждения звучали из уст таких философов, как Платон, Иммануил Кант, Эдмунд Берк и многих других. Правда слишком опасна для людей, поэтому политик, который ее осознает, должен кормить общественность благородной ложью.

Отрывки из фильма «Гид извращенца по идеологии» можно посмотреть на Youtube (1, 2).