«Теории и практики» начинают публиковать главные тезисы выступлений кинематографистов, которые делились своим опытом в рамках образовательного кампуса независимого кинопроизводства Partizan. В первом выпуске — Татьяна Долматовская рассказывает о том, как подружить персонажа со средой.

Татьяна Долматовская

Российский художник по костюмам. Работала с Валерией Гай-Германикой над сериалами «Школа» и «Краткий курс счастливой жизни», фильмом «Да и да», была художником-постановщиком на фильме Ангелины Никоновой Welkome Home. Принимала участие в российских съемках английской «Анны Карениной» Джо Райта.

В кино взаимодействуют между собой не только актеры, не только съемочная группа и вообще не только люди. Необходимо, чтобы хорошие отношения установились также у героя с его образом, а значит, с одеждой и гримом. Необходимо, чтобы в кадре подружились среда и персонаж, то есть взаимодействовать с актерами также должен и интерьер.

У художника по костюмам не может быть собственного стиля, он должен подстраиваться под стиль фильма. Задача этого человека вовсе не в том, чтобы все на площадке выглядели красиво. Красота — это не самоцель, необходимо как можно выразительнее подчеркнуть образ, раскрыть характер персонажа и не всегда для этого он должен выглядеть хорошо или даже опрятно.

Камера всегда заметит, если актер чувствует себя неуютно даже в самом роскошном платье. Художник по костюмам должен доверять интуиции актера в создании образа, а актер должен доверять чувству прекрасного художника по костюмам. Только тогда можно создать цельный и выразительный образ.

Художник по костюмам вовсе не одевает героя, а скорее раздевает, обнажает его перед зрителями. Одежда должна превратиться в знак, а не просто в покров. Художник по костюмам, это, по большому счету, вообще не про одежду, это про наблюдательность. Нужно подмечать мельчайшие детали из жизни, которые могут пригодиться для конкретного образа. Например, приглядываться к людям на улице в том районе, где живет по сценарию персонаж, даже покупать одежду в магазинах неподалеку. Поможет четкое представление об истории персонажа — сколько у него денег и как часто он может позволить себе менять гардероб, из какой среды он вышел и в какую попал, какие представления в его возрасте могут быть о стиле одежды и т.д. и т.п. При этом нужно не переборщить. Часто слепки с реальных жизненных ситуаций в кино смотрятся надуманно и нелепо, скорее недоработкой и утрированием, чем правдоподобностью.

Степень вмешательства художника по костюмам в образ зависит не только от режиссера, который может полностью отдать весь процесс на откуп или наоборот четко указывать, в какой сцене сколько должно быть расстегнуто пуговиц. Также зависит это и от актера, которому в первую очередь должно быть комфортно в подобранной одежде. Костюм должен помогать актеру. Камера всегда заметит, если актер чувствует себя неуютно даже в самом роскошном платье. Художник по костюмам должен доверять интуиции актера в создании образа, а актер должен доверять чувству прекрасного художника по костюмам. Только тогда можно создать цельный и выразительный образ. Помимо работы с режиссером и актером, также нельзя забывать об операторе. Нужно учитывать, как именно, при каком освещении, с какого ракурса будет в конкретной сцене снят конкретный костюм. Еще один аспект — соответствие интерьеру. Цвета должны смотреться в кадре гармонично. Каждая сцена имеет свой цветовой рисунок и важно решить, как обыгрывать в ней героя — на контрасте ли с интерьером, в тон ли ему. В разном пространстве герой по-разному себя ощущает. Костюм должен отразить и это, актер не может выглядеть одинаково дома и на работе, на улице и в школе. Внешний облик должен смениться при попадании в новую среду в соответствии с характером и положением персонажа.

В кино взаимодействуют между собой не только актеры, не только съемочная группа и вообще не только люди. Необходимо, чтобы хорошие отношения установились также у героя с его образом, а значит, с одеждой и гримом. Необходимо, чтобы в кадре подружились среда и персонаж, то есть взаимодействовать с актерами также должен и интерьер.

Нельзя забывать и о финансовых ограничениях уже не только персонажа, но и самого бюджета фильма. Иногда по сценарию нужно одеть персонажа в дорогие вещи, а бюджет не позволяет. Тогда на выручку приходит «волшебство камеры», которая может дешевое превратить в дорогое и наоборот. В кадре все вещи смотрятся иначе, чем в жизни. Всегда надо это учитывать и при примерке обязательно снимать хотя бы на фотоаппарат. Художник по костюмам должен знать, где покупать вещи в соответствии с бюджетом и как их обыгрывать. Блошиные рынки никто не отменял, даже если речь идет о богатой героине. Плюс существуют свои уловки на уровне вмешательства в сценарий, когда персонажи своей реакцией на ценник в кадре доказывают зрителю, что вещь стоит неимоверно дорого. Такие ухищрения должны быть в запасе у каждого художника по костюмам. Не важно, откуда все эти вещи и сколько они стоят, главное, чтобы все работало на идею.