Американский писатель Брендан Макгетрик прочитал лекцию для студентов Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», в ходе которой рассказал об особенностях работы над текстами в стиле документальной журналистики — в качестве примера приведя собственную статью об Ай Вэйвэе. T&P записали основные тезисы.

Брендан Макгетрик

директор направления Strelka Knowledge, куратор (совместно с Ай Вэйвэем) выставки Unnamed design в корейском городе Кванджу (2011), в прошлом — сотрудник исследовательской лаборатории AMO при архитектурном бюро ОМА.

Во вступлении к статье я сразу обозначил место действия, главных лиц и самые важные элементы, о которых пойдет речь дальше. Но вещи, которые вначале казались непонятными мне самому, я описывал как что-то загадочное. Их суть я раскрывал уже по ходу действия. Мне хотелось, чтобы читатель прошел тот же путь что и автор: от незнания к полному пониманию.

При подготовке репортажа нельзя предугадать, какие детали окажутся для статьи самыми ценными. Поэтому не надейтесь на свою память и делайте как можно больше фотографий, по которым потом можно будет все быстро вспомнить. Это необходимо по двум причинам. Во-первых, потому что мир постоянно меняется. Представьте, вы побывали в каком-то месте, а потом, возвращаясь туда на следующий день, видите, что все изменилось. Для Китая, где я писал статью про Ай Вэйвэя, это было особенно актуально. Во-вторых, у человека, оказавшегося где-то впервые, обостряются все чувства, он обращает внимание на любые мелочи. Но из раза в раз чувства все больше притупляются и в результате можно упустить многие важные детали.

Если человек сочиняет быстро и считает, что у него все отлично получается, то скорее всего он пишет поверхностную и бесполезную чушь. Стивен Кинг, например, говорит, что записывает по пять тысяч слов в день. Но он очень плохой писатель, его книги написаны небрежно и в них много недоработок.

В чем главная мысль вашей работы? Попробуйте выразить ее в односложном предложении. Если не получится это сделать, значит не получится и статья. Стоит заранее поставить лимит на количество слов в тексте, иначе есть вероятность, что вы пуститесь в слишком долгие рассуждения. Если в статье есть элементы, которые не соотносятся с основной идеей и хоть немного отвлекают от нее, то смело их вычеркивайте. Даже если они кажутся очень красивыми и интересными. Лучше используйте их в следующий раз в какой-нибудь другой статье или книге.

Всегда приводите как можно более точные цитаты. Работая в жанре документальной журналистики, у вас часто будет возникать желание подгонять цитаты, чтобы они идеально описывали нужную вам ситуацию. И тогда, сохранив общий смысл, вы их совсем немного меняете и радуетесь, что они хорошо вписались в общий стиль статьи. Но так делать неправильно, это может разрушило не одну карьеру. В документальной журналистике должны действовать общие для всех этические принципы.

Даже тем, кто любит писать, этот процесс всегда кажется очень трудным. Если человек сочиняет быстро и считает, что у него все отлично получается, то скорее всего он пишет поверхностную и бесполезную чушь. Стивен Кинг, например, говорит, что записывает по пять тысяч слов в день. Но он очень плохой писатель, его книги написаны небрежно и в них много недоработок. Я сам пишу уже довольно долгое время, и могу с полной ответственностью заявить: со временем у вас, как у марафонца, может выработаться выносливость, но работа от этого не станет легче. К этому дискомфорту надо привыкнуть, смириться с тем, что это нормальная часть процесса, которую нужно просто принять.