Что в первую очередь определяет успешность документального фильма: новый взгляд на реальность, необычный выбор материала, авантюрный способ наблюдения или интересная форма? Дать универсальный ответ на эти вопросы невозможно. Подводя итоги конкурса на бесплатное место в лаборатории неигрового кино Марины Голдовской в МШНК, редакция «Теорий и практик» решила придерживаться изначального задания — найти героя не только попадающего в нерв современной социальной реальности, но и по-своему парадоксального, психологически объемного, наблюдение за которым могло бы продолжаться и привести к интересным результатам.

Победителем конкурса стала Марина Верховова, но это решение, как и любое другое, дискуссионно — потому нам стало интересно, какой выбор сделали ли бы наши читатели. Мы отобрали 8 лучших, довольно сильно друг от друга отличающихся работ, и предлагаем вам самим принять нелегкое решение, отдав свои голоса. 3 автора, набравших наибольшее количество лайков, получат бесплатную подписку на Bookmate.

Марина Верховова

«Герои каждый день существуют среди нас, мы сами можем стать героем чьей-то истории, сами того не подозревая. Нурбек — это человек, который заставил меня запомнить его, запечатлеть и рассказать о нем другим, своим отношением к жизни, простым, но очень правильным. Каждый день, приходя на работу, я слышу от него маленькую историю или совет, возможно это вопрос, на который мне сложно ответить и он заставляет меня задуматься о чем-то важном, напоминает мне о чем-то таком, что я уже почти успела забыть».

Инна Позина

«Человеческий образ в документальном кино — это всегда сочетание взгляда автора, его отношения к своему герою и взгляда на мир самого героя, который проявляется в общении с людьми или предметами, попадающими вместе с ним в кадр. Один помогает говорить другому. Выбор героя — это всегда немного отражение чувств автора. Думаю, искать героя нужно в своем сердце. На что оно больнее отзывается — то и снимать. А герой всегда один во все времена — это тот, кто пытается выжить в мире, где центр тяжести смещается в сторону наиболее комфортного образа жизни. Возможно, современный герой — это человек в чем-то оставшийся этим дикарем, в чем-то самом главном, что не укладывается в понятие комфорта — ведь в погоне за удобствами люди порой забывают, что это всего лишь способ, но не цель жизни».

Федор Герлейн

«Работа, ежедневно выполняемая человеком, — очень важная информация. По ней можно судить о многом в нем. Это его связь с внешним миром и основная форма взаимодействия с другими людьми. Выполняя свою работу, человек встраивается в общественный механизм и устанавливает социальные связи. Конечно, логика структурного функционализма очень проста и, возможно, даже груба, но любое описание подразумевает отбор из всех свойств наиболее значимых для автора. Да и современный мир упрощает, стандартизирует человека, требуя от него выполнения некоторых действий и запрещая другие.

Мой герой — уличный рабочий. В своем рассказе о нем мне не хотелось вести повествование о личности. Это видео — попытка рассказать о невидимых служителях комфорта. На мой взгляд, их работа не менее важна и достойна внимания, чем любая другая».

Саша Карелина

«Я полагаю, что сущность человека не меняется в зависимости от смены эпохи; перемены в человеке, в герое — есть реакция на изменения окружающего мира. Наиболее характерные черты эпохи содержит в себе тот, кто особенно активно взаимодействует с внешним миром и открыт его влиянию — это молодые люди. Думаю, что камера способна передавать ощущения. Вовлекая зрителя в сопереживание, можно рассказать через эмоции суть современности.

Современный герой — человек, с трудом ощущающий себя причастным к чему-либо, рассеянный, находящийся в нескольких плоскостях реальности одновременно. Ищущий пристанище от скуки, обыденности, и пытающийся преодолеть свою отчужденность от происходящего. Он хотел бы наполниться: впечатлениями, общением, новым опытом, но чаще все равно остается невовлеченным, одиноким и пустым. И с облегчением современный герой готов оставить эти попытки».

Анастасия Хветте

«Мое видео показывает, казалось бы, абсолютно несвойственного современности героя — старого одинокого человека, живущего вдали от цивилизации в своем лично созданном, или, скорее, восстановленном из советских времен мире.

75-летний Валентин Иванович Шрамко — единственный житель заброшенного поселка в Ленинградской области. При советской власти в поселке добывали торф, но в 90-х разработки прекратились. Всех жителей, кроме деда Вали расселили, а он в результате бюрократических неувязок остался один в поселке, лишенном водопровода, электричества и какой-либо связи с внешним миром. Узкоколейку, соединявшую 5-й рабочий поселок с ближайшим населенным пунктом, местные власти продали на металлолом еще в 1998 году.

Валентин Иванович — современный Робинзон Крузо. Не по своей воле он оказывается в мире без людей и благ цивилизации, и, используя то, что от всего этого осталось обустраивает свой быт. Что общего у этого человека с современным героем? Одиночество. Большую часть времени он в поселке совершенно один. Но, когда наша съемочная группа приехала на место съемок, к нашей неожиданности, выяснилось, что он вовсе не один: к нему приехали его бывшая жена и племянник».