Обилие цифр, сухих фактов и информации из интернета: T&P попросили директора направления Strelka Knowledge Брендана Макгетрика рассказать о пяти самых распространенных ошибках журналистов и дать советы, как их избежать.

Не приводите сухую статистику и цифры

Во время кризиса 2008 года выходило много информационных статей, где писали о размерах кредитов, о том, сколько денег потеряли банки и сколько им теперь не хватает. Но все эти сухие цифры и проценты никому ни о чем не говорят. Лишь немногие журналисты написали действительно хорошие статьи, поместив цифры в такой контекст, который сделал их более доступными. Например, приводя сумму в сто миллиардов долларов, они показали, на что ее можно было бы потратить. Без этого контекста читатели никогда не осознают масштабов происходящего.

Анализируйте информацию

С появлением WikiLeaks стало распространяться мнение о том, что, возможно, журналисты больше не нужны, и что может надо пускать в СМИ необработанную информацию, из которой люди сами выберут самое нужное. Интересно, что так же думают и некоторые журналисты. Их работа сводится к тому, чтобы просто найти факты и предоставить их читателям в сыром виде. Но на самом деле, в поиске информации нет ничего сложного. Особенно сейчас, когда в интернете есть все. Гораздо труднее проанализировать ее, отыскать в ней самое главное и прийти к какому-то заключению. Но именно в этом и должна заключаться одна из главных задач журналиста.

Сформулируйте суть статьи в первом предложении

Журналистов учат тому, что вся важная информация должна быть сосредоточена в самом первом предложении. Но многие неопытные или слишком юные представители этой профессии начинают тексты с пространного вступления, а самую суть прячут где-то в середине. Проблема в том, что если вы не можете понять, в чем идея статьи и четко сформулировать ее в одной первой фразе, то у вас ничего не получится. Я где-то прочитал такую мысль, что, если вам дается два часа на написание статьи, то потратьте час сорок пять минут на первое предложение, а все остальное получится само собой.

Общайтесь с людьми

Сейчас многие стали забывать, что журналистика — это социальная профессия, которой нельзя заниматься только сидя за компьютером. Компьютер, конечно, все равно нужен, но все же это работа, связанная, в первую очередь, с общением. Вы выстраиваете доверительные отношения с людьми, которые не только дают вам информацию, но и помогают лучше понять и оценить ее важность. Такой опыт невозможно получить в интернете.

Тщательно готовьтесь к интервью

К интервью нужно хорошо готовиться. Во-первых, просто из уважения к собеседнику: когда люди видят, что вы потратили на это время, они становятся более открытыми. Во-вторых, это помогает правильно подобрать вопросы. Вот, Ларри Кинг, например, говорит, что для интервью вообще не нужна подготовка. По его мнению, ведущий должен знать об интервьюируемом не больше, чем зритель. Но, по-моему, это глупость и лень. Люди в таком случае полностью полагаются на импровизацию, но дело в том, что импровизировать получится гораздо лучше, если ты хоть что-то знаешь о своем собеседнике.