Пока традиционное образование переживает кризис, сторонники новаторского подхода к получению знаний объединяют усилия в поисках свежих форматов. 28-29 октября петербургский образовательный стартап GameСhangers проводит конференцию Education Engeneering Days, на которой обмениваются опытом представители самых передовых открытых школ, университетов и образовательных летних лагерей из России, Финляндии, Дании, Великобритании и других стран. Участники проектов рассказали «Теории и практики» о своей философии, творческих экспериментах с образовательным процессом и планах на будущее.

Первый в России центр исследования науки и технологий, координирующий исследователей из России и всего мира. STS был создан в 2011 году и с тех пор успел наладить академические связи с университетом Корнелла, Массачусетским технологическим институтом, Институтом политических исследований (Scinces Po, Париж), университетом Экзетер (Великобритания) и Калифорнийским университетом в Дэвисе (UC Davis).

Лилия Земнухова и Любава Шатохина

научные сотрудницы центра

«Центр STS — это образовательная и исследовательская площадка. Он аккумулирует и распространяет передовые идеи, методы и теоретические подходы, которые сегодня существуют в сфере изучения науки и технологий. Сейчас на базе центра реализуются два проекта: совместный проект Государственного Эрмитажа и ЕУ СПб «Этнография музея» и исследование российских IT-специалистов («Russian Computer Scientists at Home and Abroad») при поддержке Министерства образования и науки РФ.

В рамках работы центра мы привлекаем к исследованиям молодых ученых, аспирантов и магистрантов. Они становятся нашими научными сотрудниками по итогам конкурса. Занятия ведут преподаватели разных факультетов ЕУ СПб, а также других российских вузов и исследовательских центров. Центр STS объединяет представителей самых разных дисциплин: антропологии, истории, социологии, политики. М

Обучение и проведение исследований в центре STS — это работа в научном коллективе, лекции, семинары, методологические коллоквиумы, конференции и выездные летние школы. Сейчас в рамках проекта «Russian Computer Scientists at Home and Abroad» также запланирована полевая работа в разных странах и стажировки в ведущих университетах мира. Наша задача — представить многомерную картину того, как работают и живут российские IT-специалисты на родине и за рубежом: в США, Великобритании, Финляндии, Германии, Израиле и Франции. В перспективе, ориентируясь на результаты исследований, мы хотим организовать и ряд практических инициатив, имеющих не только научно-исследовательское, но и социальное значение».

Алина Контарева

стипендиат центра STS

«Учеба и работа в центре STS пригодится тем, кто хочет заниматься правом, политикой в области технологий, научной журналистикой и образованием, экологической экспертизой и т.п. — то есть, работает в сферах, где необходима точка зрения гуманитарных наук на технологии, медицину и естественные науки. Поэтому если вы любите химию или программирование, а у вас диплом филолога, центр позволит найти точки пересечения между этими областями.

Помимо посещения тематических лекций и семинаров, участия в конференциях и чтения огромного количества литературы, каждый студент проводит собственные исследования. В рамках своей магистерской программы в ЕУ и учебы в STS я, к примеру, изучала коммуникативные практики, а также ломографию — в качестве кейса «возвращения» технологий. Сейчас я учусь по PhD-программе и принимаю участие в новом проекте центра, посвященном работе российских программистов на родине и за рубежом».

Peloton — трехгодичный проект, поощряющий сознательное использование энергии компаниями и потребителями. Задача сообщества — поощрять стартапы, которые создают продукты и услуги, позволяющие перейти на разумное потребление энергии.

Мария Ритола

сооснователь Peloton Club

«Peloton Club был основан Demos Helsinki — независимой компанией со штаб-квартирами в Финляндии и Швеции. Мы, ее создатели, имеем большой опыт в области энергетики, исследования климатических изменений, технологий и рынков, разработки концепций и развития каналов коммуникации.

Нехватка ресурсов и изменение климата создают бессчетное количество новых возможностей для предпринимателей, которые хотят помочь людям оптимизировать свои энергетические потребности. Peloton Club — это открытое, динамично развивающееся деловое сообщество. Это единственный в мире стартап, который фокусируется на разумном использовании энергии. Любой человек может присоединиться к нам — в одиночку или вместе со своей командой. Для этого нужно всего лишь иметь хорошую идею, чтобы затем воплотить ее в жизнь с помощью Peloton.

Цель нашего сообщества — снабдить потребителей продуктами и услугами, которые позволят им обеспечить для себя разумное потребление энергии. Фактически, мы создаем то, что помогает обществу перейти на экологически рациональный стиль жизни. А это значит, что Peloton меняет самые крупные и ресурсоемкие рынки мира: рынок товаров домашнего хозяйства, транспортный рынок и рынок продуктов питания.

В своей работе мы используем модель, в рамках которой главную поддержку команды оказывают друг другу сами.

Специально для Peloton Club мы в Demos Helsinki разработали программу под названием Peloton Summer Camp. Ее цель — предоставить стартап-командам пути для продвижения вперед. В рамках программы прототипы энергосберегающих концепций проходят несколько этапов тестирования. Одна из них проходит на Flow — крупном фестивале урбанистики в Хельсинки. А заключительная фаза программы включает в себя подготовку к посещению таких стартап-мероприятий, как Slush (крупнейшее подобное мероприятие в Северной Европе)».

The Public School в Берлине — это школа, в которой сетку расписания формируют сами студенты, оставляя заявку о желании изучать какой-то конкретный предмет на сайте. Студенты, также заинтересованные в изучении этого предмета, голосуют за его включение в расписание. В итоге администрация школы, проанализировав заинтересованность студентов, находит преподавателя и открывает курс. Школа не аккредитована и не выдает дипломы.

Фиона Гойс

член комиссии Public School в Берлине

«The Public School была создана в Лос-Анджелесе в 2007 году и с тех пор существует в нескольких странах по всему миру. The Public School Berlin открылась осенью 2007 года и продолжает работать в настоящее время. Школа обеспечивает основу для самообразовательной деятельности. Это открытая школа без жесткого расписания и учебной программы, в которой каждый при помощи интернет-платформы может сам предложить тот курс, который он хотел бы освоить.

Школа работает по следующей схеме: люди проявляют интерес к какой-либо выдвинутой участниками теме, и организаторы каждой школы анализирует их заинтересованность и открывает реальный курс по изучению того или иного предмета. В Берлине при поддержки The Public School еженедельно проводятся семинары различной тематики, встречи дискуссионных групп и открытые лекции. Каждый, кто принимает участие, может быть как и студентом, так и преподавателем, семинаристом, ведущим занятия на постоянной основе или периодически.

Что касается других вопросов о характере проекта, то поскольку у нас нет постоянного состава — как студентов, так и преподавателей, то говорить о каких-либо достижениях и планах школы очень трудно. Но можно точно сказать, что с 2010 года мы организовали около 50 различных занятий, и пока люди будут продолжать предлагать собственные курсы, школа будет работать и развиваться»

Pixelversity — это экспериментальная open-source платформа для развития людей, занимающихся дизайном, искусством, исследованием городского пространства и активистскими проектами. Организаторы проекта проводят независимые фестивали и акции, объединяющих различных арт-деятелей. Обучение проходит в форме в воркшопов, тренингов, семинаров и экспедиций.

Эндрю Патерсон

координатор и преподаватель образовательной программы Pixelache

«Можно сказать, что наша образовательная программа «Pixelversity» — это сочетание двух элементов: «Pixelache» + Diversity (разнообразие)/University. «Pixelache» — это слово, которое мы стали использовать в качестве термина для описания ощущения передозировки от цифровых медиа. Подобная передозировка очень легко происходит, если содержание медиа слишком скучно и монотонно, если форматы, инструменты и принципы освещения нового сходятся лишь к узким наборам опций. Так же, интерпретацией этого слова может быть — «боль» от чрезмерного цифрового влияния на повседневную жизнь. Мы хотим устранить эту боль. Достаточная мотивация, не правда ли?

Наш образовательный проект основан на обучении, построенном на обмене опытом людей, близких по интересам. Мы выступаем за трансдисциплинарность и хотим учить людей реализовывать свои проекты на практике и воплощать их вместе.

При помощи своих идей мы поддерживаем всех, кто хочет развиваться в широком круге экспериментального искусства, дизайна, проектных исследований, пытаясь содействовать как и образовательному процессу, так и практическому применению приобретенных навыков.

Мы проводим множество свободных и неформальных мероприятий с участием местных, региональных и международных специалистов, студентов и обычных людей. У нас нет никакой иерархии во взаимоотношениях между учителем и учеником — мы вообще не используем такие термины. За время нашего существования нам удалось расширить наши сети и начать проводить в разы больше открытых творческих мероприятий.

Мы могли бы прекратить делать нашу образовательную программу в любое время, но для нас важно продолжать работу. В 2014 году мы планируем заняться деятельностью связанной с медиа, переработкой материалов и преображением социально-городского пространства».

BarnCamp — летний образовательный лагерь для людей любого возраста, существующий с 2008 года. Он возник на базе проекта HacktionLab, объединяющего технологических активистов. Программа лагеря рассчитана на три дня и в нее включены семинары, дискуссии, практические сессии и лекции на тему новых технологий и их использования общественными и городскими активистами.

Мик Фазз

один из организаторов BarnCamp и летнего лагеря HacktionLab

«BarnCamp — это летний лагерь, со специфичной первоначальной целью: делиться знаниями о создании образовательного пространства не в пространстве города, а на лоне природы. С течением времени сформировалась более широкая цель проекта — собрать в одном месте людей, заинтересованных в программном обеспечении, интернет-технологиях и их влиянии на социальную жизнь людей.

Мы хотим предоставлять открытое образовательное пространство, в котором люди будут говорить о технологиях доступным языком, и в котором образовательные процессы будут сочетаться с весельем. BarnCamp — это не просто образовательная площадка, но и хорошее место для летнего отдыха на природе. Наш проект — как праздник, как фестиваль, где главную роль, вместо музыки, играют технологии. Мы хотим дать почувствовать сильный вкус технологического веселья.

Ежегодно в лагере принимает участие около 100 человек. И мы рады размеру нашего лагеря. Нам нравится, что создается доверительная атмосфера и что почти все участники программы успевают познакомиться между собой. Многие люди находят здесь единомышленников, с которыми после создают проекты, выпускают книги и запускают сайты. Так что это хорошее место для коллабораций.

Специально форсировать увеличение размеров лагеря мы не хотим, но с готовностью поможем другим людям устраивать подобные мероприятия, если они обратятся к нам за советом. Мы хотим делиться идеями».

The Kaospilots — это одновременно бизнес- и дизайн-школа, дающая разностороннее образование будущим творческим лидерам и предпринимателям. Она предлагает программы как для студентов, так и для состоявшихся специалистов.

Мортен Ноттельманн

выпускник и сотрудник школы

«Школа Kaospilots организована не так, как традиционные университеты или школы с постоянным штатом учителей. Наши студенты собираются в «команды», и у каждой команды есть свой тимлидер, который следит за общим благополучием команды и отдельных участников и курирует образовательный процесс в соответствии с нашим расписанием. Как правило, они не преподают сами, но приглашают гостевых педагогов по самым разным специальностям и работают в тесном диалоге с ними. Учебные семестры сильно различаются в зависимости от набора предметов и состава преподавателей.

Мы пытаемся возродить классический девиз легендарного педагога Песталоцци: «преподавать нужно руками, сердцем и головой». На практике это означает, что мы уделяем равное внимание мыслительному процессу, делам и ощущениям, сочетая короткие периоды теории с личными исследованиями и действиями, сопровождаемыми диалогами и осмыслением. Наши студенты учатся быть лидерами, занимаясь боксом и танцуя танго, развивают личную мотивацию с помощью рисования и стрельбы из лука, но у нас есть и более традиционные лекции. Воркшоп и исследование собственных возможностей — важные элементы в работе каждого класса. Также важно упомянуть, что мы стимулируем студентов «смотреть по сторонам». Это означает, что процесс обучения неформально происходит и между студентами: они делятся друг с другом разными навыками, которые не всегда входят в нашу официальную программу. Все студенты имеют 24-часовой доступ к нашим зданиям и помещения всегда гудят из-за импровизированных мастер-классов по чему угодно — от брейкданса до программирования.

У нас нет фиксированной целевой аудитории, но мы рады людям с открытым умом, добрым сердцем и большим запасом жизненных сил, что означает, что они не сдадутся в первый же момент, когда встретят сопротивление. Мы прежде всего хотим дать им знание своих возможностей, большую сеть профессиональных связей и набор отточенных навыков. В Kaospilots мы часто говорим своим студентам, что они не должны ожидать, что кто-то придумает вакансию специально для них. Если мы создаем свою программу образования, чтобы ответить на меняющиеся запросы рынка труда, мы не делаем им никаких скидок. Мы хотим, чтобы наши студенты были частью будущего и бросали вызов статусу-кво.

Сейчас мы сосредоточены на том, чтобы распространить наши знания для более широкого круга людей. Сейчас у нас работают две школы — в Дании и Швейцарии, и мы хотим расширяться — особенно интересно узнать, что мы можем сделать в неевропейских частях света».

GameChangers — бесплатная межвузовская программа для студентов и представителей бизнеса, науки и государственной власти, которые хотят кому-то передать свой опыт. Сперва проект фокусировался только на вопросах IT-бизнеса, но сейчас открылись и другие направления: предпринимательство в области биоинформатики и биотеxнологий, цифровые производственные лаборатории, экосистема бизнеса, будущее образования.

Сергей Дмитриев

cоздатель GameChangers

«На английском название программы звучит так: Ad-hoc Education and Research Program GameChangers». Ad-hoc — это «по случаю», «по ситуации». В «геноме» GameChangers заложена способность быстро адаптироваться под контекст. Мы можем в любой момент изменить формат работы и часть тематических планов, заменить экспертов. Для современного образования это необычно. Сейчас университеты напоминают вокзалы, где программы обучения точны, словно расписание поездов, а роль людей ограничена. Но GameChangers — это не поездка по железной дороге, а скорее автостоп. Ответственность за «путь» тут лежит на самом человеке и на его «попутчиках».

Мы не учим, мы создаем среду для развития и пробуждаем в участниках предпринимательский подход к обучению и работе. Такая среда требует проактивности. Уже на этапе отбора кандидат узнает, что от его действий зависит многое. Также с первых дней обучения мы размываем грань между студентами, кураторами и экспертами, и вместо того, чтобы старшие учили младших, мы вместе занимаемся исследованием интересных нам глобальных областей. Вот почему один из главных инструментов в GameChangers — это английский язык. Практически вся текстовая коммуникация у нас идет именно на нем. Форматы обучения есть разные: очные семинары, домашние задания и квесты (большие групповые задания), рейтинги, экзамены, выпускные проекты, встречи с кураторами, неформальные мероприятия, совместные с партнерами открытые семинары.

В этом учебном году мы не стали делать набор на основную программу и сосредоточились на работе с выпускными проектами нынешних студентов. К зиме фокус сместится на открытые мероприятия и публикацию материалов об индустрии IT, которых за три года у нас накопилось немало, и подготовку следующего сезона».

Михаил Винк

выпускник и куратор международного направления GameChangers

«До обучения у меня было три бизнеса в области IT. Но программа дала мне возможность посмотреть на эту отрасль под другим углом. Я понял, что мне интереснее работать над масштабными задачами, а не играть в предпринимателя в своей небольшой (хоть и уютной) песочнице. Я закрыл, передал или продал все проекты, которые у меня были на тот момент, уехал путешествовать по Европе и Средней Азии на пару месяцев, а затем вернулся и пошел работать в компанию JetBrains на позицию Product Marketing Manager. Также я курирую международное направление GameChangers, работаю со студентами и планирую стратегию активности».

В подготовке текста также принимали участие Наталия Киеня и Дарья Варламова.