Научный журналист и автор книг Николас Карр рассказал порталу Big Think о том, почему в текстах древнего мира не было пробелов между словами и как чтение с iPad сближает нас с нашими далекими предками. T&P перевели его рассказ.

Важно понимать, что чтение само по себе — совсем недавнее изобретение в истории человечества, ведь прошло всего несколько тысячелетий со времени создания алфавита. Долгое время чтение было всего лишь дополнением к устной речи — большую часть нашей истории информация передавалась и проговаривалась из уст в уста.

Тексты на досках, папирусах и даже в ранних рукописных книгах отличались от привычных нам тем, что они не подразумевали пробелов между словами. Люди просто фиксировали непрерывное повествование. Это было обусловлено тем, как мы слышим чужую речь. Человек не делает отчетливых пауз перед словами — они текут друг за другом единым потоком. Но такой текст очень сложно читать. Требуется много умственных усилий, чтобы понять, где заканчивается одно слово и начинается другое. В результате, чтение в древности было обязательно связано с проговариванием текста вслух.

С переходом текста на экраны мы возвращаемся к более примитивному формату чтения. Неожиданно, чтение вновь стало более континивно-интенсивным процессом, таким же, каким оно было во времена текстов без пробелов. В результате мы начинаем терять способность глубокого, вдумчивого чтения. Нам не удается успокоить рассудок и сконцентрироваться на сути текста или развитии истории.

Только в 800 или 900 годах мы видим появление пробелов между словами. Внезапно процесс чтения значительно упростился. Появилась возможность читать молча — теперь вместо восприятия транскрипции речи, читатель переживал сугубо индивидуальный опыт, посредством которого он тренировал свой ум и расширял горизонт познания. Когда Гутенберг около 1450 года изобрел печатный станок, это только усилило распространение вдумчивого, глубокого чтения. Из-за дешевизны и доступности книг оно вышло из стен университетов и монастырей, став доступным намного большей аудитории, чем раньше. И как мы видели в последние 500 лет, вдумчивое чтение, погружение в книги и длинные статьи стало одним из важнейших факторов нашей культуры.

С переходом текста на экраны мы возвращаемся к более примитивному формату чтения. Считывая текст, мы претерпеваем бомбардировку другими видами информации и тратим доли секунды чтобы принять решение о переходе по включенным в повествование ссылкам. Неожиданно, чтение вновь стало более континивно-интенсивным процессом, таким же, каким оно было во времена текстов без пробелов. В результате мы начинаем терять способность глубокого, вдумчивого чтения. Нам не удается успокоить рассудок и сконцентрироваться на сути текста или развитии истории.

Полностью прочитать текст Николаса Карра об эволюции чтения можно на портале Big Think.