Принципы и границы функционирования новых медиа становятся все ближе к автономному поведению и моделированию искусственной жизни. Смещение и движение границ становится основой поиска новых толкований того, что такое новые медиа. В рамках симпозиума Pro&Contra в вопросе разбирался Дмитрий Галкин, а T&P записали основные тезисы.

Дмитрий Галкин, исследователь и теоретик цифровой культуры, кандидат философских наук, доцент и старший научный сотрудник НОЦ PAST ТГУ.

Что такое новые медиа? В 90х считали, что новые медиа — это все, что связано с цифровыми технологиями: цифровая фотография, видеогры, блоги. Но если подробно разобраться, то те критерии — не являлись такими уж и новыми. Интерактив? Но и письма в газеты/журналы в советское время были интерактивом. Гипертекстуальность? Первый браузер XVI века вел Агностино Рамелли. Маклюэн говорил, что любые медиа гибридны, так что эта характеристика также не работает

Медиа работают в реальном времени? Радио и тв тоже функционируют в реальном времени. Модулярность? Египетская книга мертвых тоже модулярна. Какие тогда характеристики новых медиа? Какие свойства и форматы?

Границы — вот что действительно важно. Новые медиа расширяют границы жизнедеятельности. Давайте рассмотрим основные группы медиа по типам границ, которые они расширяют: домашние, бездомные, интимные.

Новый домашние медиа. Irobot, например роботы-пылесосы, самостоятельно очищающие поверхность от грязи и пыли. Умные дома или еще очевиднее — умные туалеты. Они функционируют на границе домашних и интимных медиа как автоматизированнная сантехника, осуществляющая постоянный мониторинг состояния здоровья своего владельца, в том числе измерение кровяного давления, температуры тела и экспресс-анализ урины, отправляет при этом данные через wifi вашему лечащему терапевту. Еще один пример — британские дизайнеры Джеймс Аугер и Джимми Луазо создали гаджет — часы, которые работают по следующему принципу. Липкая лента ловит мух, лента крутится, и мухи попадают в резервуар, где они перерабатываются посредством бактерий в биотопливо, после чего биогенератор вырабатывает электричество, от которого работают часы и сама движущаяся лента.

В этом смысле, новые медиа — это интеграция в биосистему.

Бездомные новые медиа существуют вне домашнего пространства. Примеры — здание современного музея в Австрии. Проецируемые граффити в исполнении Graffiti research lab. Нереализованный амбициозный антиарзитектурный проект Седрика Прайса в Лондоне, прототип центра Жоржа Помпиду, лаборатория веселья — Fun Palace. Новые медиа могут трансформировать пространство внутри за счет того, что меняется потребности тех, кто туда пришел. Примеры: expandable screen 2010 огромный мультифункциональный экран, который использовался в том числе на концерте U2. Мобильный робот-поэт «PaCo», робот-попрошайка, который обладает рядом аналитических способностей и грамматических навыков. Barbot — робот, который не просто пьет с вами в баре, но и поддерживает интеллектуальный уровень разговора, веселит вас шутками и горюет об ушедшем времени.

Интимные новые медиа. Секс-кукла с высоким уровнем IQ — True Companion. Cапоги Seven Mile Boots, которые помогают болтать на ходу. Персональные браслеты-трекеры вроде Healbe. Mobile feelings — интерактивный гаджет, который представляет из себя 2 черных яйца, позволяющие чувствовать сердцебиение, пульс, ритм, дуновение ветра, влажность с помощью обычной мобильной антенны.

В итоге на примере представленных видов новых медиа мы можем наблюдать становление и дестабилизацию границ частного и публичного, виртуального и реального, экранного и вещного. Происходит столкновение дискурса и технологий.