В какой-то момент оказалось, что игры — это не только развлечение и иногда польза, но и мощный способ агитации и пропаганды.

Точно так же, как и в случае с организацией личного времени, с помощью игр намного легче доносить до людей нужные вам идеи.

**[Паоло Педерцини](http://www.molleindustria.org/paolo/paolo_pedercini.html)** — основатель «Molleindustria». Он занимается созданием игр и преподает экспериментальный гейм-дизайн в Школе Искусств при университете Карнеги-Меллон.

Самый яркий пример — проект «Molleindustria»: на этом сайте собраны игры на социально острые темы: террористические атаки, геномодифицированные продукты, война религий, политика мега-корпораций и так далее. Вот, что они делают:

McDonald’s videogame — экономический симулятор, в котором нужно развивать империю всем известного фаст-фуда. Выращивание геномодифицированных злаков, уничтожение больных коровьим бешенством, мотивация персонала, продумывание рекламных кампаний, подкуп политиков и борцов за экологию — здесь есть все, чтобы почувствовать себя в роли абсолютного зла.

Это одна из самых известных игр Molleindustria, кроме нее есть Operation: Pedopriest, где надо силами Ватикана скрывать от общественности похождения священников, Oiligarchy — будни нефтяных магнатов с захватом Ирака, и еще много других щекотливых тем, о которых многие предпочитают молчать.

При этом через игры можно не только бить в болевые центры общества, но и транслировать другие эмоции — например Madrid, которая стала символом скорби по погибшим в результате теракта 11 марта 2004, когда в 10 поездах на пути к центральному вокзалу испанской столицы одновременно взорвались бомбы. Или Inside a Dead Skyscraper, где можно пройтись по улице и с помощью специального устройства читать мысли людей — как оказывается чуть позже, все это происходит в момент столкновения самолетов с башнями-близнецами.

Причем это не просто инициатива нескольких энтузиастов, например студия Emogame в 2004 году делала анти-агитационную аркаду Bushgame (к сожалению, сайт игры уже не работает) по заказу оппозиции Буша.

Получается, что игры — это еще одно медиа-пространство, которое может служить не только для развлечений, а быть еще одним видом СМИ. Более того, игры дают возможность не просто доносить информацию, но и помещать игрока внутрь освещаемых событий, что намного сильнее влияет на восприятие.

У нас в стране тоже выделяются бюджеты на пропагандистские игры, правда самих игр почему-то не видно: последней на моей памяти была «Противостояние. Принуждение к миру» про альтернативную историю войны России и Грузии — проект делали на ворованном движке от западного хита Sudden Strike.