Журнал The Atlantic проследил историю аплодисментов с древнейших времен и до наших дней. Он рассказал о том, что овации являются одной из наиболее привычных человеческих практик, которая впервые формализовалась в Древнем Риме и заменяла современные социологические опросы. T&P перевели начало статьи.

У исследователей нет единого мнения о природе возникновения аплодисментов. Известно, что это древний, «удивительно стабильный аспект человеческой культуры». Дети, скорее всего, хлопают в ладоши неосознанно. В Библии встречаются множество упоминаний аплодисментов при одобрении и празднествах. Но в западной культуре аплодисменты были впервые формализованы в театре. «Пладитусы» (от латинского слова «ударять», «взрываться») стали привычным окончанием пьесы — о них просил главный актер, прощаясь с залом и уходя со сцены.

«Публика общалась со своими правителями, гудела роем пчел и аплодировала громогласным рокотом. Можно оставаться полноправным императором только, если люди встречают твое появление овациями. Когда толпа распевает «Слава, Цезарь», это и делает кого-то Цезарем»

Когда Римская республика начала превращаться в Римскую империю, театр и политика объединились — аплодисменты стали способом прямого общения с горожанами. Цицерон говорил, что «чувства римского народа лучше всего проявляются в театре». Он часто посылал своих друзей делать пометки, с какой интенсивностью аплодирует публика, приветствуя в амфитеатре важных господ. Скорость, ритм и продолжительность рукоплесканий отражали текущий политический вес представителей знати. Толпа в древности вела себя намного интенсивнее, чем сейчас. Тогда ее реакция заменяла современные статистические опросы, анализ cookies в интернете и все прочие инструменты выяснения общественного мнения.

Одна из причин строительства римлянами амфитеатров и ипподромов на захваченных землях — культурная ассимиляция порабощенных народов. Кроме того, эти сооружения становились местами, где толпа могла быть открыто «повелеваема» — император осуществлял свою власть, и народ поддерживал эти правила игры. Арены замещали римлянам радио и телевидение, Twitter и Facebook, они позволяли власти обращаться сразу ко всем подчиненным. Это было место для коммуникации, симуляции политической свободы и легитимизации власти. Аплодисменты — медиум и сообщение в одно и то же время — стали основой происходившего там представления. Публика общалась со своими правителями, гудела роем пчел и аплодировала громогласным рокотом. Можно оставаться полноправным императором только, если люди встречают твое появление овациями. Когда толпа распевает «Слава, Цезарь», это и делает кого-то Цезарем.

Полностью прочитать историю апплодисментов от The Atlantic можно на сайте журнала.