Лауреат Нобелевской премии Эрик Кандел в своей книге «Век озарений» рассказывает о нейроэстетике — науке, появившейся на стыке когнитивной психологии и изучении мозга. Один из вопросов, которым она занимается — как мозг воспринимает искусство. Подробнее об этом рассказал портал Big Think, а T&P выделили в тексте главное.

В последние годы ученые часто делали предположения о том, что наше восприятие искусства является частью эволюционной адаптации — это инстинктивная особенность, которая помогла нам выжить. Вот почему мы чувствуем наслаждение, когда соприкасаемся с ним. Новые исследования показывают, что стимулируя определенные зоны мозга, мы можем даже усиливать удовольствие. Статья, опубликованная итальянскими учеными в журнале Social Cognitive and Affective Neuroscience повествует о том, что после стимуляции дорсолатеральной префронтальной коры головного мозга при помощи электродов испытуемые проявляли больше симпатии к произведениям классицизма. На абстрактное искусство этот эффект не распространялся, возможно, из-за того, что при его восприятии задействуются другие зоны мозга. Подобные разработки могут помочь тем пациентам с синдромом Альцгеймера, которые неспособны получать удовольствие.

Современный философ Денис Даттон придерживается идеи, что мы развили свою естественную способность к рассказыванию историй благодаря «высокой ценности высвобожденного творческого потенциала для выживания». Искусство стало важным фактором для создания устойчивых сообществ во времена палеолита. Теоретик искусства Нэнси Айкен предполагает, что неандертальцы были вытеснены кроманьонцами из-за того, что последние использовали искусство в своей механике выживания.

«Профессор Кандел утверждает, что художники обладают скрытым пониманием универсального биологического принципа: ресурсы человеческого внимания ограничены. Для того чтобы добиться работы врожденных механизмов эмоциональной разрядки, они должны отдалиться от излишне реалистичного изображения и отбросить в сторону «избыточную или незначительную информацию».

Что расширяющаяся сфера интересов нейроэстетики — которая, кстати, по мнению многих критиков на самом деле убивает, а не улучшает наше понимание искусства, — говорит о креативном процессе? Профессор Кандел утверждает, что художники обладают скрытым пониманием универсального биологического принципа: ресурсы человеческого внимания ограничены. Для того чтобы добиться работы врожденных механизмов эмоциональной разрядки, они должны отдалиться от излишне реалистичного изображения и отбросить в сторону «избыточную или незначительную информацию».

По словам когнитивного психолога Вилейанура Рамачандрана, многие формы искусства достигают цели потому, что «включают умышленное преувеличение, усиление и размытие, предназначенные для концентрации нашего любопытства в одном месте и стимуляции приятных эмоций в нашем мозге».

Подробнее о нейроэстетике можно прочитать на сайте Big Think.