В постоянной рубрике на T&P студенты, уехавшие учиться за границу, рассказывают о разнице в подходе к обучению и делятся впечатлениями от перемены обстановки. Иван Терехов отправился в Гамбург, чтобы исследовать аэротранспортные системы, кататься на велосипеде и играть в алтимат фрисби.

Иван Терехов

— Как давно ты учишься? Почему именно это учебное заведение и специальность?

— С июня 2012 года я являюсь аспирантом Технического университета Харбурга-Хамбурга и работаю над своим проектом в научно-исследовательском институте аэротранспортных систем немецкого аэрокосмического агентства DLR.

В 2009 году я проходил стажировку в DLR в Брауншвейге. После этой стажировки у меня и поселилась мысль об аспирантуре за границей. Мне очень понравилась атмосфера интернационального коллектива единомышленников и уровень, на котором организованы исследования. Поэтому сделать выбор в пользу аспирантуры DLR было нетрудно. В Германии отлично развита научно-техническая сфера, кроме того, большое внимание уделяется авиационному направлению и исследованию аэротранспортных систем, о чем свидетельствует мой научно-исследовательский институт аэротранспортных систем в Гамбурге, который был открыт всего несколько лет назад.

Кроме Германии меня приняли в аспирантуру в Барселоне, на Тайване, США и ЮАР. Но во все эти университеты был принят без стипендии. В Германии же я получил специальную совместную стипендию немецкой службы академических обменов и немецкого аэрокосмического агентства DAAD-DLR.

— Как выглядел процесс поступления?

— Процесс поступления оказался достаточно простой процедурой. Сначала я нашел в интернете на сайте DAAD специальную программу DAAD-DLR и предложение об аспирантуре в научно-исследовательском институте аэротранспортных систем. Там был приведен список стандартных документов для поступления: мотивационное письмо, рекомендации, CV, результаты теста английского языка и др. У меня все эти документы были готовы, так что я отправил их в центральный офис DAAD в Бонне в июле 2011-го и просто ждал. Германия была моим крайним вариантом, так как для себя решил, что если туда не примут, не буду больше предпринимать попыток уехать учиться за границу. Но в декабре 2011-го у меня было собеседование с одним из профессоров по скайпу, и через несколько дней мне пришло приглашение, которое я и принял. Получился своеобразный подарок себе на день рождения и Новый год.

— В каком российском вузе ты учился до этого?

— Я закончил факультет авиационной техники Московского авиационного института в 2010 году. Учился на кафедре «Внешнее проектирование и эффективность авиационных комплексов» по специальности «Моделирование и исследование операций в организационно-технических системах». Обучение на кафедре было интересным, но непростым — если не ошибаюсь, из 18 поступивших студентов дойти до диплома и защитить его смогли лишь 5 человек. Во время обучения в МАИ я работал около 3 лет на полставки в научно-техническом центре ОКБ «Сухой», а после института 2 года проработал инженером в научно-исследовательском институте по своей специальности.

— Где ты живешь в Гамбурге?

— Сначала я жил в городе Геттингене. Там были двухмесячные курсы немецкого языка от DAAD, и они же предоставили жилье. Это была отличная небольшая студия под самой крышей в тихом районе города. В это же время начал искать жилье в Гамбурге. Ситуация с жильем в Гамбурге вообще сложная. Гамбург второй по дороговизне город в Германии после Мюнхена, так что найти квартиру или комнату по вменяемой цене и в более или менее нормальном месте сложно. Немцы в Геттингене рассказывали страшные истории, что немцу найти там жилье трудно, а иностранцу и подавно. Я очень много времени провел на специализированных сайтах, посвященных съему жилья, каждый день отслеживал новые предложения и писал очень много писем. В основном не отвечали, пару раз присылали отказы, но в итоге мне повезло. Пригласили на просмотр комнаты в очень маленькой трехкомнатной квартире в центре Гамбурга в районе Альтона. С хозяйкой быстро нашли общий язык и она сдала мне комнату. В итоге я жил там год с двумя соседями: один — австралиец из Сиднея, а второй — немец из Бремена. В сентябре этого года мы втроем переехали в новую просторную квартиру в тихом районе Гамбурга под названием Бармбек. Жить вместе удобно и дешево, мы давно друг друга знаем и дружим, уже приспособились к привычкам каждого. По моему мнению, для человека, недавно переехавшего в страну, совместное проживание, или, как это здесь называют, WG в социальном и интеграционном плане лучше съема квартиры в одиночку.

— Какие бонусы дает статус аспиранта?

— Статус аспиранта дает скидки на городской транспорт, железнодорожные билеты и др., но я ими практически не пользуюсь.

— Дорого жить и учиться?

Гамбург один из самых дорогих городов Германии, но если сравнивать с Москвой — то все вполне доступно. За квартиру 100 кв. м мы платим около 1300 евро (включая все: электричество, обогрев, интернет и др.). Обед на работе выходит около 5 евро в день, а продукты на неделю не больше 50-60 евро. Проездной на все виды транспорта на месяц стоит около 95 евро, мобильный телефон около 35 евро в месяц. Стипендия у меня на очень хорошем уровне, хватает и на жизнь, и на поездки как домой, так и по Европе. За учебу я не плачу, так как я не студент, а аспирант.

— Над каким проектом ты сейчас работаешь?

— Сейчас у нас в институте ведется работа по многим проектам, но в настоящее время мой отдел системного анализа авиатранспортных систем работает над моделированием всемирной авиационно-транспортной системы. Для описания системы разрабатывается последовательный набор математических моделей и согласовывается архитектура системы моделей и интерфейсы моделей. Грубо говоря, мы хотим проверить различные сценарии развития будущего на наших моделях и проследить, как и каким образом авиационно-транспортная система отреагирует на эти внешние изменения. В частности, я занимаюсь прогностической моделью «спроса места назначения» (origin-destination demand model), т.е. прогнозирую, из какого города в какой пассажир захочет попасть с помощью авиационного транспорта. Для этого я использую теорию сетей и теорию нейронных сетей, анализирую существующую сеть всемирных авиатранспортных перевозок и различные внешние факторы. Моя диссертация основана на этом проекте. На основе разработанной мной модели я хочу оценить перспективные авиатранспортные технологии для различных сценариев развития будущего.

— Опиши свой обычный день.

— Мой рабочий день несильно отличается от обычного дня московского инженера НИИ. От дома до С-бана (вид метро) на велосипеде, потом 30 мин до работы. Около 9 утра на своем рабочем месте. Затем короткая планерка-совещание с кофе и обычная работа за компьютером. В течение дня могут быть различные совещания, но обычно они определяются сильно заранее. По понедельникам руководство института проводит утреннее собрание всех сотрудников, где говорят о важных событиях, произошедших на прошлой неделе, и о планах на грядущую. Рабочий день заканчивается около 5-6 вечера, но когда завал и сроки поджимают, работа может затянуться надолго. Поражают некоторые мои коллеги, которые начинают свой рабочий день в 6 утра. Тут есть определенное преимущество — они заканчивают работу в 15.00, но, по-моему, это все равно перебор.

— На каком языке проходит обучение?

— В DLR рабочими языками являются немецкий и английский. Так что трудностей я не испытываю, все на английском. Но в то же время в этом есть некоторая проблема. Хоть у меня и было 2 месяца интенсивных курсов немецкого в Геттингене и живу я в Германии, немецким я владею на элементарном уровне и практически не использую его: рабочий язык — английский, сосед-австралиец знает только английский, сосед-немец свободно говорит на английском, так как некоторое время жил в США, все знакомые англоговорящие, и в городе все понимают английский. Когда я пытался использовать свои знания немецкого в повседневной жизни, немцы, услышав мой акцент, переходили на английский. Так что практиковаться не очень получается.

— Как проводишь свободное время?

— Гамбург — большой город, и он знаменит на всю Германию своими портовыми районами Рипербан и Штерншанце. Там сосредоточена вся ночная жизнь города. Много туристов — как немецких, так и из других стран, приезжают туда, чтобы проникнуться этой атмосферой. Мы с друзьями иногда ходим отмечать разные значимые события в эти районы. А еще я занимаюсь спортом — алтимат фрисби. До переезда в Германию я играл за московскую команду «Долгорукие», с которой мы выиграли чемпионат России в 2011. А в Гамбурге я нашел местную команду и стараюсь регулярно с ними тренироваться и ездить на турниры. Но, к сожалению, не всегда получается, так как не всегда из-за работы есть свободное время. Также стараюсь использовать выходные и праздничные дни для поездок по Европе и в Москву. За этот год я несколько раз летал в Москву (недорогой прямой перелет всего чуть больше двух часов), в феврале на выходные летал в Милан, на католическую Пасху был в Португалии, а летом взял отпуск и поехал в Испанию.

— Планируешь вернуться в Россию?

— Где я окажусь после защиты диссертации, пока неясно — авиационная отрасль интернациональна и глобальна, зависит от того, какие предложения будут, но мне было бы интересно получить опыт в англоязычной стране. Пока трудно загадывать и говорить об этом, время покажет, сейчас главное для меня сделать все для успешной защиты диссертации. А так на Новый год собираюсь навестить родственников и друзей. В плане дальнейшего трудоустройства есть два варианта: либо академическая сфера, либо индустрия. Я пока еще не решил для себя, куда пойти, но пока для меня немного предпочтительнее выглядит академическая сфера. В любом случае, как бы все ни сложилось — все будет хорошо.

Узнать больше