Университеты — это пластичные институты, которые могут служить самым разным целям самых разных групп, внутри и вне их стен. О том, что происходит с вузами в России, расскажет Масксим Соколов на лекции «Университетская политика в постсоветском высшем образовании» 28 ноября в книжном магазине «Порядок слов» в Санкт-Петербурге. В преддверии лекции Максим Соколов выбрал для T&P 5 самых важных событий в истории российской университетской политики за последние 100 лет.

Масксим Соколов

доцент факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге

Представители правящей либеральной партии за счет университетов пытаются достичь ускорения экономического роста, представители социалистической оппозиции — использовать их для обеспечения равенства, чиновники от образования — увеличить с их помощью бюджет своего ведомства, ученые — получить кабинеты поближе к библиотеке, где можно спокойно заниматься наукой, которая никому не принесет пользы, студенты — продлить на несколько лет беззаботную юность. Ясно, однако, что хотя университет может позволить достичь этих целей в отдельности, он не позволяет достичь их все одновременно. Какой из групп удастся заставить всю систему служить своим интересам — зависит от ресурсов, которыми они располагают, от возможности контролировать действия других групп или избегать этого контроля, и от искусства в создании политических коалиций. В лекции будут рассмотрены результаты исследований эволюции российской университетской политики последнего столетия, от раннесоветской эпохи до нынешних попыток реформ.

Главные события в истории российских университетов за последние 100 лет

1918–1922 — эпоха реформ Государственного ученого совета, направленных на то, чтобы открыть вузы для студентов пролетарского происхождения, связать образование с потребностями экономики и ограничить власть буржуазной профессуры. Отменены ученые степени и экзамены, начато массовое строительство общежитий и открытие рабфаков, программы сокращены до 3-х лет, университеты разделены и многие факультеты переданы профильным ведомствам, получив статус институтов, введены обязательные всесоюзные конкурсы, научные исследования вынесены в Академию наук.

1932–1937 — эпоха сталинских контрреформ — высшее образование встраивается в структуру нового сословного общества. Экзамены и степени восстановлены, частичная ре-централизация и создание сети элитных вузов, в 40-х временно восстановлена платность высшего образования.

1975 — первая реформа ВАК. С этого момента советское, а затем российское государство, вступает в безнадежную борьбу с девальвацией степеней. Попытки сдерживания экспансии высшего образования и поддержание соответствия его контуров потребностям экономики.

1991–1992 — возникновение массового платного образования и смена господствующей идеологии от технократической (обслуживание потребностей экономики) к гуманитарной (реализация прав личности на образование), соответствующее изменение удельного веса факультетов.

2006 –… — технократическая ре-консолидация. Ориентация на международные рейтинги как на основные показатели успеха высшего образования, ограничение бюджетного приема на «непроизводительные» специальности, попытки построения «исследовательских» университетов за счет грантовых программ и ликвидации РАН. Постепенное сокращению относительной доли бюджетных мест и превращение высшего образования в коммерческий сектор.