Как определить, где кончается рабочее время и начинается отдых и что вообще значат эти понятия? В постиндустриальную эпоху особое значение обретает свободное время — время преодоления отчуждения и, вместе с тем, время потребления — сфера инвестиций мощных «индустрий досуга». «Теории и практики» узнали у руководителя группы «Труд, знание и досуг в постиндустриальном обществе» Михаила Маяцкого, что интересного будет на конференции «Между трудом и досугом: к новой экономии спасения», которая пройдет в Вышке 26 и 27 ноября.

Михаил Маяцкий

профессор кафедры проектов в сфере культуры Высшей школы экономики

«Кризис промышленного капитализма и фордизма-тейлоризма не означал «конца труда», но возвестил его глубокие преобразования. Производство вырвалось за пределы фабричных стен. Граница между рабочим и свободным временем стала расплывчатой и проницаемой. До недавних пор иудео-христианская цивилизация видела залог искупления и избавления именно в труде. Теперь же работы становится мало — да «и та совсем не та». Типичной стала ситуация не пролетария, а прекария —того, кто порой бывает даже и имущ, но никогда не знает, когда это кончится. Какой сценарий «экономии спасения» может предложить ему общество? Довольствоваться малым? Вступить в гонку за успехом с собратьями по зыбкому счастью? Искать старую лямку — от звонка до звонка? Или же вспомнить, что «отдых — это смена деятельности», и только и делать, что отдыхать? Сможет ли цивилизация строиться на фундаменте уже не труда, но досуга?

Особую амбивалентность обретает свободное время — время преодоления отчуждения и, вместе с тем, время потребления, сфера инвестиций мощных «индустрий досуга». Не становится ли оно по-своему продуктивным, а заодно и новым источником отчуждения? Как это влияет на конструирование субъективности? Как истолковывать новые феномены — сетевую солидарность, постоянное виртуальное взаимодействие, требования «пособия на существование», альтернативные экономические и экологические микропроекты? Как маргинальные забавы или же как основу завтрашнего полиса и ойкоса? Как изменивший форму труд или как окончательное стирание граней между трудом и досугом? Политики на Западе регулярно обещают «реиндустриализацию», а в России — поворот от сырьевой к высокотехнологичной экономике. А какое будущее — в России и в мире — показывает барометр культурных практик?».

Адрес: метро Китай-город, Малый Трехсвятительский пер., д. 8/2, ауд. 102.

На конференцию обязательно заказывать пропуск по телефону 89164356886 или электронному адресу mashamirs@gmail.com (Мария Мирская).