«Артдокфест» — один из самых важных и крупных фестивалей документалистики в России, каждый раз позволяющий получить исчерпывающее представление о состоянии документального кино. В этом году почти все основные российские режиссеры-документалисты представят на нем свои новые фильмы наряду с нашумевшими работами зарубежных авторов. На самом деле, большая часть фильмов фестиваля заслуживает просмотра, но T&P выбрали из них 10, которые точно не стоит пропускать.

Священная трасса

Джанфранко Рози

По священной дороге, соединявшей Палатинский холм с Капитолием, в Рим въезжали почетные гости и проходили триумфальные шествия. Священная трасса же в фильме Джанфранко Рози — кольцевая автодорога, опоясовающая Вечный город, которая вводит нас в жизнь современного эксцентричного Рима. После двух лет съемок на обочине туристической Италии, авторам удалось создать панораму необычных персонажей, являющую собой настоящий, а не киношный портрет знаменитого города. Результат был настолько успешным, что документальный фильм получил главный приз последнего Венецианского фестиваля.

Труба

Виталий Манский

По такому же принципу устроена «Труба» Виталия Манского, президента «Артдокфеста», получившего за нее приз за режиссуру на последнем «Кинотавре». В этом году Манскому исполнилось 50, и в рамках фестиваля пройдет его полная ретроспектива. Это фильм-путешествие вдоль газопровода, связавшего Россию и западную Европу: с крайнего севера нашей страны до уютных пляжей Бискайского залива; коллективный портрет жителей бескрайней России и европейских потребителей ее ресурсов. Труба не просто соединяет, но и становится исчерпывающей метафорой наших взаимоотношений.

Оптическая ось

Марина Разбежкина

За последние несколько лет Марине Разбежкиной удалось создать главную в стране школу-фабрику по производству документального кино, и к половине конкурсных фильмов этого года она приложила руку как продюсер. Но и каждый ее собственный фильм по-прежнему является большим событием. В основе «Оптической оси» лежит интересная концепция: съемочная группа фиксирует изменения, произошедшие с Россией за последние сто лет, сопоставляя современную реальность и ее обитателей с фотографиями, сделанными Максимом Дмитриевым на рубеже XIX и XX веков. Марина Разбежкина не только в очередной раз демонстрирует чуткость и внимание к простому русскому люду, но и предлагает им самим прокомментировать разницу между «сейчас» и «тогда».

Demonstration

Виктор Косаковский

Еще один именитый русский документалист, чьи формалистичные «Антиподы» собрали, кажется, все возможные лавры и стали одним из главных документальных хитов последних двух лет, представит на «Артдокфесте» свою новую работу. Demonstration Косаковский снимал вместе со своими студентами в Барселоне, где в 2012 проходили массовые антиправительственные забастовки. Единственное здание, двери которого в тот день оставались открыты — оперный театр, где давали «Дон Кихота» Людвига Минкуса. Результатом, по словам режиссера, стал отстраненный фильм-балет, сопровождающийся музыкой Минкуса.

Непал форева

Алена Полунина

Новый фильм Алены Полуниной, автора «Революции, которой не было», получившей «Лавровую ветвь» как лучший неигровой фильм 2009 года. «Революция» рассказывала о двух поколениях национал-большевиков и превратностях их судеб, «Непал форева» — о «Коммунистах Петербурга и Ленинградской области», которых интернациональный долг заставил отправиться в Непал. Легко подумать, что КПЛО были выдуманы автором, настолько психоделическими кажутся методы их классовой борьбы. Но это не так, герои фильма — реальные политики, хотя их организация насчитывает не больше пяти человек. Эта авантюрная комедия не очень похожа на тяжеловесное отечественное док кино, что ей только в плюс, и совсем недавно получила приз на из рук Ларри Кларка на Римском кинофестивале.

Письмо

Сергей Лозница

«Письмо» — это новый короткометражный фильм Сергея Лозницы, режиссера прославившегося во всем мире как документалист, но снявшего уже два игровых фильма. Этой работой Россия представлена в номинаци на европейский «Оскар». «Письмо» больше всего напоминает ранние ленты российско-германского автора, особенно его «Полустанок»: черно-белая аскетичная по форме картина с затуманенным изображением, как в импрессионистских фильмах 20-х годов, снятая в основном на общих статичных планах. Место действия — приют для душевнобольных в деревянном доме, находящемся где-то за пределами цивилизации. Еще одна попытка, по словам Михаила Ямпольского, «документальной онтологии», в которой первобытное пространство определяет человека.

Искусство наблюдения жизни

Марина Голдовская

Последняя картина живой легенды отечественной документалистики, недавно вернувшейся в Россию. Фильм состоит из материалов, снятых Мариной Голдовской за долгие годы пребывания в США, и посвящен самым значимым фигурам американского документального кино, среди которых Ричард Ликок, Йонас Мекас, Девид Пеннбейкер и многие другие. Записывая мастер-классы и интервьюируя своих коллег, Голдовская представляет целый веер документальных стратегий и пытается постигнуть их суть. Но и фильм сам по себе является авторефлексией — попыткой понять, в чем же заключается искусство наблюдения жизни.

Якиманка, 90-е

Андрей Сильвесторов

Центр современного искусства на Якиманке, основанный в 1990 году, был первой общественной организацией, начавшей выводить опозиционное современное искусство в культурный мейнстрим — объединивший в своих стенах множество галерей и выставочных пространств, он стал прообразом современных культурных кластеров. В то время Якиманка была самой горячей точкой на культурной карте Москвы, в чем можно было убедиться на недавней выставке «Реконструкция», посвященной местам силы современного русского искусства 90-х. В своем фильме Андрей Сильвесторов со свойственной ему иронией представляет уникальные документальные свидетельства художественной жизни последнего десятилетия ХХ века.

Остановите сердцебиение

Роберто Минервини

Одна из параллельных программ в этом году посвящена последним лауреатам фестиваля DOC Leipzig. В 2013 году главный приз получил фильм о замкнутой жизни техасской семьи с религиозно-патриархальным укладом. В центре картины — 14-летняя Сара, живущая в гармонии с родителями и природой, но которая, повстречав молодого ковбоя, неизбежно сталкивается с классическим конфликтом разума и чувств. Документальная лента итало-американского режиссера снята в эстетике «медленного кино» и мастерски рифмует нарастающее смятение героини с американским пейзажем. «Остановите сердцебиение» — третья часть техасской трилогии, поэтическая антропология по Роберто Минервини.

А была любовь

Хокан Пьеневски, Коге Йонссон

Как всегда, «Артдокфест» повторяет показы всех прошлогодних победителей. Самым странным и интересным артефактом прошлого года, который вы скорее всего пропустили, был фильм «А была любовь». Эта работа двух шведских документалистов, как и недавний голландский фильм о Борисе Рыжем, снова доказала, что глазам иностранцев Россия охотнее раскрывается во всей своей парадоксальности. Режиссерам удалось запечатлеть вневременной морок нашей страны, Россию в ее потустороннем состоянии небытия: наблюдая за жизнью одной не самой удивительной провинциальной семьи, мы видим как неловкая, но вроде бы искренняя любовь переходит от одной катастрофы к другой и постепенно оборачивается деградацией. Шведам удалась очень тонкая вещь — используя документальный материал, создать обобщенную картину нашей искаженной, закольцованной реальности. Заслуженное гран при прошлого фестиваля.